Вик Лащенов

Москва, Россия
Расскажи, пожалуйста, немного о себе: это может быть как базовая автобиографическая информация, так и любые, связные или нет, слова, словосочетания и предложения.

Меня зовут Вик. Можно я о себе хештегами? – перформер, видеохудожник, самоирония, влюбленность в тело, хореограф, интроверт, иррационал, интуит, совсем не смотрел кино и не читал книг, только в детстве, рефлексирую на свой опыт, художественная влюбленность, движение, цифра, пластика, танец, звук, видеть и слышать, касаться.

Каков твой творческий путь? Как, например, произошло твоё первое знакомство с искусством и как оно дальше развивалось?

В детстве у моего папы был друг художник, он курил траву, ел таблетки и рисовал под этим. Папа говорил, что он чокнутый, и на меня этот дядя Коля всегда производил странное впечатление, я его боялся немного. Наверное поэтому я на какое-то время перехотел быть художником. Потом все началось с фотографии - я много снимал, пытался зайти через фотожурналистику, арт-документалистику, но было скучно. Это было время постоянной депрессии - потому что не мог найти как и о чем снимать, а очень хотелось что-то делать. А потом случилось «Здравствуйте, я спал с вашей женщиной, давайте сфотографируемся» и все понял.

Здравствуйте, я спал с вашей женщиной, давайте сфотографируемся

Скорее почувствовал, что это мое. Но фотографы меня не принимали с этим проектом - говорили, несерьезно и снято плохо, и перформеры почему-то не принимали. Я тогда много чего перечитал и назвал, для себя, все это перформативной фотографией - по сути, это перформанс, частью которого является процесс фотографирования. В «Пожалуйста, научите меня снимать современные портреты» я уже понимал, с чем работаю, и чертил эту линию. А потом мне стало недостаточно статичной картинки, я попробовал видео.

Пожалуйста, научите меня снимать современные портреты

Жить с другим

Можно сказать я начал c пефрорманса в традиционном его понимании и искал ему место в медиумах фото и видео. Позже сместился в перформанс, основанный на contemporary dance. Сейчас мне интересна то, что происходит на пересечении видеоарта, короткометражного игрового кино и перформанса. Мне важно чтобы тело было в кадре. Оно показывает всё, ничего не скрывая – его достаточно, чтобы рассказывать истории. Я хочу их рассказывать, основываясь на телесности тех, кто в кадре.  Я ищу телесность, адекватную моим переживаниям и фантазиям.

Что ты исследуешь посредством творчества: себя, собственные границы, мир вокруг или что-то совсем другое?

Наверно я эгоистичен или замкнут на самом себе, но другие люди и весь окружающий мир мне интересны через мой опыт взаимодействия с ними. Все, что я делаю, выросло из моих переживаний и рефлексии, с каждым новым опытом я могу говорить о большем. Мне не нравится слово «исследование». Все вокруг что-то исследуют. Я ничего не исследую в своих работах: кажется, я все беру из жизни и потом упаковываю свой опыт так, чтобы провоцировать вопросы, желания и переживание у зрителя. Ну ок, можно сказать, что я исследую возможности материала и медиума, чтобы найти подходящую форму, которая попадет в зрителя.

Да здравствует Москва

Видео сделано в эстетике коуб. За основу работы взят зацикленный фрагмент видео, музыка Taylor Daniel, «Fried-und Freudenreiche Hinfahrt, BuxWV 76: II. Klag-Lied» и звуки салюта. Мне кажется мы живем во время повторов - coub's time. Это время перепотребления, зацикливания удовольствия, зацикленности на себе. Мы выбираем, что нравится и далаем loop. Но, пространство дуалично и зацикливается не только приятное. Или скажу иначе, мы встроены в структуры (институции, компании, государство) и они создают свои циклы, в которых мы - ресурс. Кастомизированный «день сурка», life's loop, фрактальность потребления. 

И всё же, почему именно этот медиум?

Мне кажется я хитрю и соединяю все свои интересы вместе. С одной стороны я перфорфомер и работаю с телом. Оно для меня основа основ. В нем собирается всё, из него выходит всё – мы чувствуем и передаем телом. Мне интересно исследовать возможности высказывания посредством тела. С другой стороны я работаю с видео и конечный продукт это видео инсталлированное в пространстве или показанное на экране. Через видео можно передать телесный опыт –можно тиражировать воздействие и отъединив его от перформеров. Ну и с видео проще рассказывать истории.

Мне нравится движение и продленное во времени переживание. Поэтому видео, потому танец и перформанс. Конечно, могла быть скульптура, но скорее перформативная.

Инструкция: чтобы забыть что ты влюблен постарайся запомнить это

Это видео снято в стилистике instructional films 50х годов. В то время в Америке подросло поколение, родившееся во время войны. Многие режиссёры делали фильмы «про то, как надо жить». Мне интересна стилистика обучающего видео, видео-инструкции, потому что подчеркивает существование некой властной структуры, которая определяется через субъектов, добровольно признающих ее и подчиняющихся ей. В работе я утрирую эту ситуацию, смещая ее в пространство переживания влюбленности. Герой попадает в абсурдную ситуацию, когда пытается контролировать чувство влюбленности с помощью мнемонических правил.

С какими особенными сложностями сталкиваешься в работе медиумом видео/фотографии?

Постоянно заполняются внешние диски и нужно покупать новые, потом отснятый материал еще нужно хранить (ну и компьютер должен быть мощным для монтажа). Когда-то я снимал себя в своих видео и нужно было наводить резкость на себе, на мануальном объективе - одновременно быть и перед камерой, и за ней.

Есть ли кто-то или, быть может, что-то, что оказывает особое влияние на твоё творчество?

Я вдохновляюсь, аффектируюсь, наполняюсь и накапливаю – а потом вдруг что-то срабатывает. Как будто складываю свои впечатления и переживания в темноту стиральной машины и как только она наполнится запускаю стирку. Сам сажусь напротив и наблюдаю как всё перемешивается внутри барабана, какие причудливые сочетания содержимого случаются и видны в круглое окошко иллюминатора.

Хорошо, а есть ли у тебя какие- то навыки, увлечения, интересы, которые способствуют творческому процессу?

Сплю, сколько мне хочется, пишу по утрам, днями гуляю, танцую. Учусь писать правой рукой, говорят от этого развивается логичекое мышление. Мне кажется это важно, я даже работу такую сделал «С детства меня учили работать головой и, кажется, у меня получается».

С детства меня учили работать головой и, кажется, у меня получается

«Используй голову», «Работай головой» и др. - нашему времени характерен культ умственного труда и проявляется во всем. В работе автор пробует делать обыденные действия используя исключительно голову, без помощи рук.

Как ты считаешь, нужна ли хорошая искусствоведческая теоретическая база художнику?

А нужны ли чувство вкуса или чувство юмора? Здорово, когда это есть. Пока кто-то получает свою искусствоведческую базу, он переживает, вдохновляется, чувствует, накапливает впечатления, находит психов вроде себя, и это важно: карандаш затачивается и приобретает нужную остроту.

Знание теоретической базы? Можно идти от опыта и переживаний, и этот эксперимент приведет к чему-то живому и работающему, не обязательно уметь объяснить это в первый момент. Просто если ты можешь объяснить себе почему что работает, то это ускоряет. Это просто это следующий шаг после чувственного опыта. Поэтому же важно знать, что сделали до меня, чтобы держать это в уме, чтобы встраиваться или «отстраиваться» от чего-то. Можно, конечно, ничего не знать, не теоретизировать и много-много работать. Важно знать и использовать, но не обязательно.

Интуиция, опыт, знание теории, насмотренность – это как суперспособности, и если их несколько, то их можно соединять, они взаимоусиливают друг друга, а можно выезжать на чем-то одном.

А зрителю?

Мне кажется, люди существуют в двух режимах: чувствуют и думают. И оба состояния настраиваются, при определенной практике можно воспринимать более тонкие вещи. Что нужно зрителю: понимать искусство? Чувствовать его? Я не хочу за него решать.

Каков в твоём понимании идеальный зритель?

Мой идеальный зритель - чувствующий, внимательный, самоиронизирующий, аффектирующийся. А вообще у каждого он свой же?

Какой из реализованных проектов твой любимый? Почему?

Это хороший тест - пересмотреть через некоторое время свои работы и понаблюдать: качает/не качает? Да все качает, что есть на сайте. Сейчас бы сделал иначе или не сделал, но тогда это был мой максимум, и в каждом из них есть пережитый эмоциональный опыт, от каждого проекта я соскальзываю в него. «Здравствуйте я спал с вашей женщиной», или «Пожалуйста, научите меня снимать современные портреты», или «С детства меня учили работать головой и, кажется, у меня получается» или «Побей мою книгу». Может быть, смонтирую диплом в ШР и будет одним самым любимым проектом больше.

Побей мою книгу

В рамках перформанса участники находятся за игровом столом. На сукно выложены их книги. В каждый момент времени каждый из них берет книгу из свой стопки и они сравнивают их между собой. Не говоря ни слова сравнивают по надежности, количеству страниц, стоимости, маркетинговой привлекательности, весу, наличию тех или иных цветов и другим признакам. Победитель забирает книги.

Над чем ты сейчас работаешь?

Я научился не рассказывать. Что-то растрачивается от разговоров.

И наконец отвлеченный вопрос: кто твой любимый художник (художник не в понятии живописец, например, а в более широком понятии artist)? Что тебя привлекает в его творчестве?

Мне нравится Ван гог, он отрезал от себя кусочек уха. Ну их много, я не могу выбрать одного. Все равно что спросить, что я люблю больше кофе или пуэр? Все люблю.

laschenov.com

Share
Наверх