GIF-GIF-GAF

Москва, Россия
See more
{dich}22 октября «Электромузей в Ростокино» открывает первую в России выставку гиф-арта GIF-GIF-GAF. Мы поговорили с куратором проекта Анной Титовец о том, чего нам ждать от выставки и от гиф-формата в частности.{/dich}
Привет! Расскажи нам, что мы увидим на выставке GIF-GIF-GAF?

На выставке будет представлена коллекция синемаграфов, гипноабстракций, анимированных микроисторий, 8-бит гиф, а также оптические иллюзии, гиф-граффити, движущиеся картины эпохи Ренессанса, работы художников-победителей Open Call и «народный гиф-арт» от Аристарха Чернышева.

Вообще, было сложно перенести формат, предназначенный для интернет среды в оффлайн?

Гиф-арт достаточно легко переносится в оффлайн, так как оффлайн в данном случае предполагает, что работы показываются на проекторах и мониторах. То есть главная сложность – в том, чтобы соблюсти технические особенности такой репрезентации работ.

Хорошо, сколько художников приняли участие в выставке?

Для выставочного проекта собрано  более 100 работ художников из 17 стран. Художники подобрались со всего мира: США, Канада, Испания, Германия, Греция, Чили, Великобритания, Венгрия, Словения, Хорватия, Бразилия, Сингапур, Польша, Германия, Канада и конечно Россия. Интересно, что во время исследования поля гиф-арт, выяснилось, что в России не так уж и много художников, которые сознательно и последовательно работают с этим форматом. Примечательно также то, что единственный художник из 23х приглашенных, который отказался от участия – из России. Также мы объявляли Open Call на участие в выставке среди дизайнеров и художников.

Это интересно. Расскажи подробней, какие у тебя впечатления? Что порадовало? Что расстроило?

Open Call прошел очень успешно на мой взгляд. Как выразился Протей Темен, входящий в состав жюри – 2,5 Гигабайта и 65 участников, куда катиться мир! В гиф он похоже, катится, так как это отличный, на мой взгляд, результат для 3х недель конкурса. Выяснилось, что гиф-арт в российской среде все же популярен, несмотря на то, что художников, активно занимающихся этим жанром очень мало. Порадовал тот факт, что среди присланных заявок есть очень разные подходы к этому жанру, от рисованных многожанровых картинок до съемок скриншота экрана. Однако, довольно часто работы были формальные, художники особо не задумывались над особенностью этого формата и тем, как эти особенности стоит использовать.

See more
{dich}Интересно, что создатели формата настаивали на произношении этого слова как джиф (jeaf),  и это и есть правильное произношение этого слова. Однако произношение с твердым Г в начале название завоевало большую популярность. Споры вокруг названия были особенно жаркими в конце 90х-начале 2000х и у приверженцев Джифа есть отдельная страница, посвященная проблематике произнесения слова  - olsenhome.com{/dich}
А какие особенности у гиф-формата? Почему, вообще, художники обращаются к этому языку?

Гиф – это классный цифровой инструмент передачи художественного послания, а уж, какое это послание будет – дело каждого художника. Но формат здесь явно диктует выбор месседжа. Гиф находится между статичной картинкой и полноценным видео/анимацией. Зацикленные несколькокадровые послания обладают гипнотическим свойством и идеально подходят для уставшего кликать на видео, ожидающего сразу добраться до сути человека. При этом гиф обладает гораздо большей эмоциональной и смысловой насыщенностью, чем статичная картинка. Идеальный гиф, попадающий в точку своим художественным или иным высказыванием, становится вирусным и перепощивается разными юзерами сотни тысяч раз. Для современного художника и современных реалий мира, перегруженного информацией, «кисточка» в виде гиф-арта – идеальный формат. Компактность, цикличность, емкость, гипнотичность и в меру, а иногда и не в меру активные раздражители принципа мигающих картинок – все эти характеристики отлично существуют в цифровом мире и с не меньшим успехом, на мой взгляд, могут быть перенесены в аналоговый оффлайн мир.

С чего, вообще, началась судьба гиф-арта?

Аналоговыми прото гифками можно назвать всяческие зоетропы, фенакистископы, трауматропы и прочие, основанные на принципах оптических эффектов и особенностях человеческого зрения приборы, которые позволяли проигрывать несколько кадров в зацикленном аналоговом «мультике». Если же говорить строго о цифровом формате гиф-арта - началось все с того, что интернет был медленный, компьютеры маломощные, а хотелось, чтобы картинки в интернете двигались. И 15 июня 1987 года  компанией Compuserve был изобретен новый формат обмена данными GIF, использующий специальный метод сжатия. Это Graphics Interchange Format — «формат для обмена изображениями». И долгое время гиф-арт использовался именно как утилитарный функциональный формат, но поворот в судьбе гиф-арта сыграл tumblr, появившийся в 2007 году и позволивший юзерам постить в своих блогах гифки, ограниченные сначала 1мб, а затем двумя. 2008 – можно сказать, официальный год начала тотальной гифизации. А в 2012 году по версии Оксфордских словарей Гиф стал словом года. Сейчас гиф-арт относится к цифровому искусству и медиа арту, так как в основе лежит определенное медиа, которое используется художником.

Скажи, как отличить обычную гифку, например, с котиком, от той которая уже находится в разделе гиф-арта, которая является уже искусством?

В целом это все гиф-арт: и гифки с прыгающими через обруч медведями и сделанные в трехмерных программах абстрактные работы. Можно лишь отметить, что момент, когда гиф-арт перестает быть анонимным, имя автора становится всеобщим достоянием (а не пары людей), и, когда художник (или дизайнер) начинает сознательно применять этот жанр как свою художественную стратегию и заявляет об этом, является поворотным моментом в судьбе гифки  - от «народной» к авторской. Таким образом, художники, которые сознательно выбрали жанр гиф-арта своим художественным методом и последовательно работают с этим медиа, художники, которые выработали свой собственный метаязык и художественную стратегию в рамках этого формата – это и есть гиф-артисты, и именно их работы будут показаны на выставке.

А в онлайн среде есть галереи или выставки гиф арта? 

Существует довольно большое количество агрегаторов гифа, которые преследуют разные цели: в каких-то можно подгружать свои мигающие картинки, в других - просто свалка перепощиваемых гифок, в третьих - отобранные серии гиф-арта. Такие как giphy.com, множество tumblr блогов, например Curent Sea, Gifthatkeepsongiffing и многие, многие другие. Также, есть довольно известная онлайн галерея Ani-gif - галерея, манифестирующая себя как место для поддержки и показа гиф-арт работ. Там происходили довольно интересные гиф-шоу вплоть до 2014 года. Есть галерея, в которой представлен гиф-арт на пересечении со стрит-артом, галерея основана Encrypted Files - тематический гиф-арт здесь показывают по расписанию и как выставку.

То есть это такой полноценный галерейный формат? 

Вполне. Вообще о значимости этого жанра говорит тот факт, что за последние 5 лет к нему поочередно обращались различные супер авторитетные институции. Так, галерея Saatchi в 2014 году основала ежегодный конкурс гифов Motion Photography Prize, где анимированные гифы судила Синди Шерман. А не так давно появились возможности даже прикупить себе гиф-арта. В 2011 году блогом Art Fag City было устроено первое Гиф-шоу, имеющее целью продавать гиф-арт наравне с другим искусством. Один из известнейших в мире аукционных домов  – Philips в 2013 году организовал онлайн-аукцион Paddles On совместно с Tumblr для того, чтобы в частности продавать гиф-арт.

А какие сайты или, может быть, книги почитать по теме, чтобы на выставку идти подготовленным?

Что касается истории и контекста гифа есть очень хорошая статья Джошуа Копштейна «The Gifs that keeps on gifing», которая много раз перепечатывалась в разных изданиях, сейчас в частности ее можно почитать здесь. Вообще для любителей гиф-арт направления советую почитать более широко о нет-арте и цифровом искусстве. Такие ресурсы как Rhizome, The Creators Project, Art Fag City рассказывают много всего любопытного как о цифровом искусстве в целом, так и о гиф-арте в частности.

На кого, из участников выставки стоит обратить более пристальное внимание? У тебя есть любимчики?

 Ох, с любимыми сложно, вообще проблема выбора в гиф-арте довольно актуальна. Его действительно много и много интересного и гипнотизирующего, как и положено гифу. Но из «дорогих крошек» и знаменитостей на выставке представлены несколько громких имен – бразильский художник INSA, который изобрел собственный жанр гиф-арта – Гиф-ИТИ и создает аналоговый гиф-арт на улицах по всему миру путем последовательного накрашивания слой за слоем кадров анимации как граффити. А отзеркаленным к художественному методу INSA будут показаны работы сербского художника  Made by ABVH, прославившегося своими анимациями граффити Бэнкси. Чилиец Jon Jacobsen, создает невероятно красивые странные скульптуры - синемаграфы с переливающимися слоями текстур, на выставке будет представлены работы из его двух последних серий – The Present, посвященная хаосу ощущения субъективного времени, моделью здесь выступил сам художник, и вторая серия – Insula, посвященная, по словам художника «цифровому homo sapiens». 

Также на выставке будут представлены работы любимца виджеев всего мира DVDp (aka David Szakali), который создает гипнотические минималистичные абстракции, Scorpion Dagger (aka James Kerr) – один из самых известных художников гиф-арта, специализирующийся на ироничной анимации картин эпохи Ренессанса, смешивая культурные коды современности с кодами той эпохи, выходит очень смешно и познавательно. Покажем работы Nicolas Sassoon, одного из самых выдающихся гиф-художников, выставляющийся по всему миру, который работает в графической эстетике старых компьютерных систем и 8бит. Вообще на выставку подбирались довольно известные имена в сфере гиф-арта, такой cream of gif art, насколько это вообще возможно в рамках данного жанра.

Какие у тебя планы? Каких событий или выставок нам еще ждать?

Планов громадье, иногда, кажется, что разорвет на части от всех планов и проектов, но кризис, к сожалению, несколько корректирует их. Я рассматриваю GIF-GIF-GAF  как составную часть активностей фестиваля Plums Fest, сооснователем и куратором которого я являюсь, и в планах как развитие темы гиф-арта в разных его проявлениях (в виде серии гиф-арт вечеринок, гиф-арт интервенций и разных других форм), так и подготовка специальных событий с аудиовизуальными перформансами непосредственно от Plums Fest, в том числе в планах делать совместные коллаборационные проекты в Берлине и Линце.

Будем следить. Расскажи еще напоследок, как будет проходить вечеринка по случаю открытия выставки. 

Это будет интересно. Аристарх Чернышев выступит со специальным coub-сетом. Еще будут Uoki Toki (музыкант, 8bit, чиптюн), GIF-виджей Лариса Молоканова и другие. Ну, и естественно, для просмотра будет доступна вся экспозиция гиф-арта. Всех ждем к 19:00.

See more
{dich}electromuseum.ru{/dich}
Share
Наверх