Шестая Московская биеннале современного искусства

See more
{dich}Главное культурное событие года – Московская биеннале современного искусства – открылась в шестой раз. Основной площадкой для реализации относительно новаторской концепции стал центральный павильон ВДНХ.{/dich}

Название биеннале в этом году достаточно объемное: «Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия». Концепция проведения мероприятий и устройства экспозиций вполне отражают  вопросительную интонацию названия. Биеннале в этом году  - не выставка результатов творческой деятельности современных художников. Это, своего рода, мастерская, максимально открытая для коммуникации площадка.

Ответы на вопрос о взаимном сосуществовании, говорят кураторы (их в этом году, неожиданно, трое) должны быть найдены в процессе дискуссий, которые, как и работа художников на площадке,  длятся с 22 сентября по 1 октября. Приглашенных лекторов из разных научных сфер достаточно много, среди них хоть сколько-нибудь известный широкой публике только один – участник итальянского движения конца 60-х «Арте повера» Микеланджело Пистолетто. Обсуждения перемежаются с презентациями, перформансами, сетами экспериментальной электронной музыки. Какими будут результаты этой запланированной всеобъемлющей коммуникации пока понять невозможно. 

Сам павильон также воплощает состояние незавершенности. Строительные леса безусловно придают внушительному интерьеру совершенно новый вид.  Находиться в пространстве современного искусства теперь намного комфортнее: атмосфера советской ярмарки полностью вытесняется непрерывным процессом продуцирования новых идеи, диалогов, объектов, фотографий, видео. Настроение создается невероятно расслабленное: целый день кураторы находятся в залах и открыты для дискуссии, одни художники занимаются бесконечным монтажом инсталляций, другие в рекордные сроки расписывают грандиозных размеров полотна во  всю стену, третьи вместе с посетителями изучают пространство и инсталляции. Однако нужно оговориться, сторонних посетителей в центральном павильоне еще очень мало, публика не вполне понимает необходимость наблюдения за работой, которую она считает скорее ремесленной, чем творческой.

На небольшой экскурсии по павильону после пресс-конференции (когда еще практически нечего было показать) Барт де Баре, сокуратор из музея «М_НКА» (Антверпен), не раз акцентировал внимание слушателей на том факте, что процесс создания произведения художником – явление значимое, прекрасное, в какой-то мере даже таинственное. Присутствуя при этом зритель,  взаимодействует с художником, а от того и неизбежно влияет на результат работы. Для зрителя это уникальная и кратковременная возможность.

Состояние непрекращающейся подготовительной работы, постоянной коммуникации, взаимное влияние зрителя и художника, рождение новых идей, перенос искусства скорее в область медиа  - вероятно, такие задачи  стоят перед кураторами. Каждый из ближайших 10-ти дней в центральном павильоне ВДНХ по замыслу кураторов должен приносить посетителю новый спектр интеллектуальных и визуальных впечатлений. Каждый день в центральном павильоне ВДНХ даже в силу совместного пребывания в одном пространстве и автора, и куратора, и зрителя, рассматриваются перспективы того, как жить вместе.

Все фотоматериалы взяты с официального сайта Шестой Московской биеннале 6th.moscowbiennale.ru

Share
Наверх