Антон Поляков

Тирасполь, Приднестровье
Добрый день, Антон! Расскажи, как начался твой путь фотографа?

Думаю история моя самая обычная. Мне подарили цифровую мыльницу, так я начал снимать пейзажи своего родного края, делал это, не задумываясь, в свое удовольствие. Затем уже с новой зеркальной камерой я стал почти каждый свой выходной проводить  в лесу, вставал рано утром, брал велик и ехал к реке, встречать рассветы и кормить комаров. Со временем открыл для себя интернет фотоклубы, ну знаешь, где фотографы выкладывают свои фотографии и получают за них лайки, 500px,например, и в Приднестровье у нас был свой фотоклуб. На начальном этапе тебе очень важно чтобы тебя оценили, ты зависишь от хороших комментариев и лайков, это тебя мотивирует и ты далеко не всегда задумываешься о ценности и важности того что делаешь. Какое-то время я перестал снимать вообще, пока случайно не наткнулся на публикацию о том, что в Кишинев приезжают крутые ребята из польского фото агентства Sputnik, где будут проводить воркшоп по документальной фотографии. Прошел отборочный тур и 4 дня провел среди Молдавских фотографов. Затем, последовала поездка в Прагу. Много новых впечатлений от встреч с известными чешскими документалистами и новые знания, которые я получил, послужили толчком и новым этапом моего творчества.

Moldovan North

Было ли страшно начинать с нуля?

Страшно? Страшно не было. Страх в этом деле плохой помощник. Если бояться, то ничего хорошего не сделаешь. Наоборот, я всегда считал и считаю, что чтобы что-то создать надо идти туда, где страшно, порой не очень комфортно, в таких условиях ты и себя лучше начинаешь понимать.

Какие сложности были в период становления тебя на профессиональном поприще?

Для меня основная сложность в том чтобы найти финансирование для своих проектов. Занимаясь документальной фотографией на начальных этапах часто приходится самому инвестировать в свой проект. Именно поэтому сейчас приходится осваивать свадебную фотографию, снимать концерты, порой делать то что еще недавно считал применительно к себе делом невозможным. Выходит так, что ты сам себе спонсор и сам себе заказчик.

Мне всегда казалось, что СМИ заинтерисованны больше нежели фотографы.

Когда ты работаешь как фриланс фотограф, ты сам мониторишь события, которые происходят в мире и могу заинтересовать СМИ, едешь и снимаешь, уже затем предлагаешь изданию. К примеру, я сам поехал в Гагаузию перед выборами. Мне было интересно снять повседневную жизнь этого региона перед выборами главы Гагаузии. Затем предложил материал в Лента.ру, где его и приняли. Я думаю, что по такой схеме работают многие фотографы. Если получилось хорошо, то издания готовы заплатить. Получилось с одним, подтянуться другие, и третьи и так далее по нарастающей.

Как хорошо сказано. Подскажи, Антон, как документалисту-фотографу попасть в СМИ? Расскажи как ты видишь этот процесс?

Тут важно знать специфику СМИ, знать редакторов и понимать, что им нужно. Конечно, прежде чем что-то предложить, лучше наработать портфолио, чтобы редакторы изданий знали, что от тебя можно ожидать, что можешь ты принести как фотограф.

Гагаузия

Репетиция народного гагаузского танца

Кандидаты в башканы обещают облегчить экспорт молдавских товаров в Россию

Когда впервые открыла твои сайт и блог, фотографии зацепили своей атмосферностью и одновременно реальностью мгновения. Как тебе удается ловить такие моменты? В чем секрет?

Секрета особого нет. Просто много смотрю, общаюсь с другими фотографами, читаю хорошую литературу, смотрю правильные фильмы. Все это оседает в твоем подсознании слой за слоем, а затем находит отражение на снимках. Важно уметь критично смотреть на свои работы и не стесняться давать их на обозрение профессионалам.

А не боишься, что идею украдут или фотографию скопируют?

Сейчас все друг у друга крадут фотографии, это ненормально и я не очень понимаю как с этим бороться, потому что проблема, на мой взгляд, в воспитанности людей. У нас, к сожалению, фотографию не принимают всерьез и не считают за искусство. Никто не задумывается над тем что за каждым снимком стоит человек, который его сделал, которому будет приятно чтобы его авторство было бы указано под фотографией.

Фото из серии Moldovan North

Фото из серии Transinistria

Есть ли у тебя любимые фотографы, чьи работы вдохновляют? Кого можешь посоветовать начинающим фотографам?

Ох, таких много. Постоянно что-то смотрю, стараюсь быть в теме. Мне интересно то, что делают ребята моего возраста, о чем думают они и как работают с фотографией. Стараюсь смотреть больше современной фотографии. Но всегда приятно вернуться к старичкам типа Юджина Смитта, Роберта Франка и заново что-то открыть для себя. Для тех, кто только начал заниматься документальной (или любой другой) фотографией, могу дать только один совет: смотрите работы классиков, изучайте то, что снимали они, как снимали, задумайтесь почему именно этот снимок стал известным, а также не забывайте снимать сами.

А если уйти от фотографии, что является твоим вдохновением?

Общение. Живое общение с людьми, особенно с друзьями. В процессе разговора часто раждаются новые идеи.

    Фото из серии Transinistria

Интересно. Спасибо! А ты когда-либо занимался художественной фотографией или документальное искусство – твое все?

Сейчас эти разделения на жанры очень условны. Почему художественная фотография не может быть документальной или наоборот? Мне больше нравится наблюдать и фиксировать то, что происходит вокруг, нежели заниматься постановками. Но часто в процессе работы над своей историей необходимо сделать портрет человека или просто попросить его отойти в другое место, более подходящее для съемки. Ты должен уметь работать с людьми.

Как думаешь, Антон, есть ли возможность у отечественных фотографов соревноваться с западными?

Думаю что нет смысла никому ни с кем соревноваться. Просто европейская фотография более последовательно развивалась, существовала преемственность среди фотографов, создавались школы и пространства, где молодым людям можно было показывать свои работы, отсюда и другое отношение к фотографии. В России, как мне кажется, только сейчас это начинает быть кому-то нужным и интересным. Если посмотреть на известные фотоконкурсы, к примеру, World press photo, уже не удивляет увидеть в победителях русские фамилии.

Transinistria

Вот ты говорил про фотосайты. Как воспринимать критику с них?

Я бы не советовал выставляться на этих сайтах. Ты не знаешь того человека, который пишет комментарий или ставит оценку под твоей фотографией. Как правило, фотосайты тоже имеют запрос на определенного рода картинку, к примеру, фотографии обнаженных девушек или идеально красивый пейзаж всегда получит больше положительных отзывов и оценок нежели, хороший репортажный снимок.

Как ты организуешь процесс работы?

Сейчас тебе ежедневно приходится перерабатывать огромное количество различной информации, ты начинаешь обрастать новыми ссылками, сайтами, которые ежедневно отнимают у тебя время. Все это очень сильно отвлекает, опустошает и делает тебя ленивым. Нужно быть легким на подъем, уметь моментально срываться со своего места. Быть открытым к новому опыту, а также не забывать уделять время анализу своих работ. Я предпочитаю работать сразу над несколькими историями. В какой-то момент ты устаешь от того, что делал и хочется на что-то переключиться.

Какие у тебя планы, может великие цели? 

Не знаю великие или нет, но у меня есть пара долговременных проектов. Один называется Visual Antropology of Moldova, цель которого - осмыслить молдавский регион через художественные объекты общественных пространств. Это проект, за которым можно следить отдельно на страничке в фб и инстаграмм, он постоянно наполняется новыми снимками по мере их проявления и сканирования.

Visual anthropology of Moldova

Другой проект о молодом поколении людей живущих в сельской местности, на севере Приднестровья. Работы над этой историей еще очень много, и не мне одному, поэтому не хотелось бы говорить заранее о том, что может получится.

Ты отметил, что второй проект будет совместным детищем – твоим и другого фотографа. Для тебя легче работать одному или с партнером?

В совместной работе есть свои плюсы и свои минусы. Если ты делаешь проект совместно с кем-то, важно четко разграничить обязанности. Иначе это будет просто дублирование друг друга.  Когда ты работаешь сам, больше близости при личном контакте, меньше вероятности скатиться в бессмысленный диалог. Однако, когда происходит какое-то событие, хочется отснять все, быть везде, с одной камерой это сделать сложно. Многое зависит от того, какую цель в конечном итоге вы преследуете. 

Фото из серии Visual anthropology of Moldova

Фотография – своего рода смысл и основное твое занятие? Что бы ты выбрал, если бы не тот подаренный Canon?

Сложно сказать (смеется). После школы я хотел быть поваром на корабле. Было бы здорово быть коком-фотографом. А что? Одесса рядом, порт рядом, может все еще впереди?

anton-polyakov.com

Share
Наверх