Никита Моргунов

Новосибирск,Россия
Никита, расскажи, пожалуйста, о своей фотодеятельности. Как давно ты фотографируешь? И с чего именно начался твой интерес к фотографии?

Началось это с фотографий, сделанных на телефон около трех лет назад. Позже мне подарили камеру на день рождения. Почему-то всегда смотрел и смотрю на людей, на лица прохожих,  неважно, хочу этого или нет, это уже стало привычкой. И порой что-то чарует. Какие-то ярко выраженные черты лица или что-то, чего я сам не могу объяснить словами. Думаю, это выросло из какого-то детского интереса, и я сталкиваюсь с непреодолимым желанием снимать их на камеру. Думаю, тут ничего нового, и это Чувство никому не чуждо. Знаешь, как это бывает, идешь по двору и видишь кошку под деревом, солнечный свет сквозь листья… снимаешь, присматриваешься, а у нее одного глаза нет, и ты чувствуешь, что заметил особенную деталь, которая сразу придает картинке характер и отличает ее от тысячи таких же.

Очень интересные переживания. Можно сказать, что теперь ты занимаешься фотографией профессионально? Кто такой профессиональный фотограф?

Да, можно. Сейчас это единственный род деятельности, с помощью которого получается зарабатывать деньги. Заказы бывают индивидуальные. На самом деле, было бы интересно поработать с серьезными организациями, но пока не доводилось. Когда был в Праге, модельное агентство с fashion week предлагали снимать для них тесты, но потом за отсутствием стилиста и визажиста,  как-то не получилось. Профессиональный фотограф – это тот, кто получает за это деньги.


А ты мог бы себя отнести к какому-нибудь  направлению в фотографии?

Думаю, ближе к портретным художественным фото. Всякие эксперименты с цветом - часто делаю неестественные цвета,  для создания определенной атмосферности или колорита.

Ты сказал про то, что тебе хотелось бы поработать с серьезным агентством. У тебя есть какая-то цель, идеальное место для тебя, к которому ты стремишься?

Думаю,  я многое хотел бы попробовать для начала, и посмотреть, что мне понравится. Вряд ли это, конечно,  какие-то fashion-съемки. Сейчас интересна сфера кино.  Летом ездил в путешествие автостопом и снял много видео материала. Второй год уже ездил в Европу, но снимать видео начал только в этом году.

Никита, а ты мог бы назвать несколько имен в фотографии, которые на тебя повлияли? Или, может быть, в кино?

На самом деле тут у меня нет четкого авторитета,  постоянно нравится что-то новое. Показывал всем фотографии Алмаза Салихова, они очень нравятся. Еще Анна Павлова, Иван Таранов. В кино Тарковский,  конечно, прежде всего, с композицией.

Ты бы хотел попробовать себя в кино? Тебя не смущает разница между статичным фотоснимком и подвижным кинокадром?

Да, хотел бы. Мне нравится работать с динамикой кадра. Разница, конечно, есть, просто я думаю, что в видео это сложнее. Я не люблю постановочные штуки, и если в фото всякие недочеты можно легко скрыть посредством обработки, то с видео сложнее. Это как одна большая импровизация. Нужно почувствовать, с какой скоростью вести кадр, и за каким объектом. С другой стороны, тут вряд ли момент упустишь, а на фото спуск часто нажимается не в тот момент. В общем, разница есть, но у нее свои плюсы и минусы. Но я думаю, что видео с большей силой может повлиять на сознание и лучше передать характер. С помощью видео проще передать свой взгляд - акценты очевиднее. И тут для меня более интересна динамика, нежели статика.

Да, в фотографии действительно очень важную роль играет удача, вовремя пойманный кадр. Тебе приходилось, как Анри Картье-Брессону, часами стоять на улице и ждать подходящего момента?

С этим мне очень везет. Бывает наоборот,  думаю,  что не успею снять и упущу момент. Бывает, побегу куда-то, за кем-то, чтобы сделать фотографию. Тут не приходится ждать, скорее наоборот, порой я не успеваю.

Скажи, а тебе приходилось фотографировать на улице совершено незнакомых людей? Как ты справляешься с барьером?

На самом деле, постоянно так делаю. Иногда даже получается выдавать серии, сделанные таким образом, за целенаправленные.  Думаю, что  бездействие страшнее, чем этот барьер, и я потом просто постоянно буду думать об упущенном кадре. Бывает,  год проходит, а я все еще думаю о нем. И в большинстве случаев мне удается сделать снимки незаметно, как мне кажется. Это довольно просто, если отойти от шаблона движений, которые делает фотограф при съемке. Помню, снимал бродягу в Берлине, и один прохожий начал кричать, мол,  это не животное в зоопарке, ему и так плохо, а тут я со своей камерой. Как будто я делаю нечто плохое. Но такие случаи единичны. Когда люди подавали признаки того, что не хотят, чтобы их снимали, я сразу убирал камеру и кивал в знак понимания. Это в тех немногих случаях, когда это становилось заметно. 

Эта серия сделана с одного ракурса, с коленки, вовсе незаметно, хоть и кажется, что он смотрит в камеру. Может, то, что я снимаю издалека, помогает оставаться незаметным. С моей камерой нужно находиться далеко, чтобы снять портрет, нужно метра два минимум.

Фотография – это твоя основная деятельность?

Я студент художественного училища в Новосибирске, учусь на факультете живописи на третьем курсе, думаю это основная деятельность. 

А что ты планируешь делать дальше? Ты собираешься в дальнейшем творчески развиваться здесь, в России, или за рубежом?

Хочу закончить учебу в Новосибирске, еще пару лет доучиться. Хочу куда-нибудь поехать, конечно, в мире столько всего интересного. Хочу путешествовать, побывать в других странах – там, где среда кардинально отличается от того, в чем я вырос. Индия, например, или Япония, Италия. В ближайший год планирую точно определиться с вопросом, куда именно ехать и почему, начать готовиться, учить язык.

А в России можно творчески развиваться фотографу?

Конечно, можно, тут есть что снимать!

Как ты думаешь, можно ли научиться фотографии? Или это какой-то внутренний талант, который либо есть, либо нет.

Тут, конечно, важны качества и навыки, которыми ты владеешь. Иначе тебе придется учиться. Мне во многом помогло то, что я рисую с пониманием композиции и прочего. Думаю, это такой же навык, нужно просто начать заниматься этим.

Как, по-твоему, фотография относится к искусству? Фотографию часто сравнивают с живописью,  считается, что живопись – это искусство, а фотография – нет.

Зависит от того, какую цель ты преследуешь. Академическая живопись в свое время играла роль точного передатчика информации, а сейчас это можно сделать с помощью камеры. Я думаю, это разные вещи, но оба направления могут являться искусством.{/interview_answer} 

Какую свою работу/проект ты считаешь особенно удачной/удачным?

{interview_answer}Эти серии:

Первая, потому что качественно вышла, вторая -  спонтанность. В остальных хоть и фигурирует постановочный момент, чувствуется что-то идеологическое. Я просто снимаю то, что мне нравится.

Ты мог бы сказать, что тебе чего-то не хватает здесь для творчества?

Нет, я наоборот считаю, что сейчас  изобилие информации и, если захотеть, можно развиваться в любой сфере. Можно освоить что-либо не выходя из дома, и быть осведомленным не зависимо от сферы деятельности. Я не чувствую неполноценности в этом плане. Может, не хватает требовательности к себе.

Если бы ты занимался не фотографией, то чем?

Иллюстрации, рисование. В будущем – кино.

Никита, ты мог бы дать какой-нибудь совет начинающим фотографам? Может быть, посоветовал бы какую-нибудь профессиональную литературу?

Следить за тем, что происходит, смотреть работы зарубежных фотошкол, конкурсы для студентов. Там совсем другой уровень. Я считаю, это то, на что надо обязательно смотреть и ориентироваться. Часто вижу работы студентов, которые в разы лучше именитых российских фотографов.

Чем ты собираешься заняться в ближайшее время?

Я собираюсь монтировать фильм с поездки автостопом, сейчас этим занимаюсь. Там действительно много крутого материала.

See more

 

Share
Наверх