Катя Ружина

Прага, Чехия
Катя, расскажи, пожалуйста, о себе? 

Если о насущном, то я простая девочка из Украины, которая сейчас живет в Праге и учится на втором курсе Карлова Университета. Изучает искусствоведение, а конкретно архитектуру, живопись и скульптуру. Именно эта деятельность подтолкнула меня к прогрессу в мыслях, внутренних творческих потоках и восприятия окружающего мира. 

Откуда появилось желание заниматься фотографией? 

Как тело реагирует на то, что поступает в рот, так и фотографии - это реакция на то, что поглощают глаза. Тут есть смысл поговорить о честности и, прежде всего, примерить ее на себя. Наверное, для меня это самая важная тема. Как оставаться собой, сохранить свой внутренний сад, в который современные китчевые тенденции и требования масс-маркета фотографии так и норовят пристроить своего паразита. 

Что есть фотография в твоем понимании?

Фотография - это как выход, или же свет. Неважно какой. От могущественных молний, вечного рассвета, альтруистов-светлячков, трепетных свечей, или же в конце туннеля. И после того, как я потерпела поражение с разными видами спорта и танцев, с музыкальной «карьерой», фотография предоставила мне свои теплые руки, которые своими объятиями погружают в совершенно иной мир. Это выбор, на котором я остановилась. И этот выбор - вода, которая точит камень отчаяний и разочарований.

Как давно занимаешься фотографией?

Смотря, что называть занятием фотографией. Лет 5, но если так, чтобы осознавать, насколько это серьезно, то 3 года.

Я просматриваю твои работы и, соотнося их с твоими рассуждениями, начинаю находить какой-то иной смысл, кроме просто красивого, но немного мрачного «рисунка». А какой смысл вкладываешь ты? 

Изначально это все было просто попыткой запечатлеть то, что мне нравится. И это было просто.  Но в какой-то момент понадобилось понять, в каком направлении нужно идти. Это глупо, но одновременно правильно - ведь всего не охватишь. По крайней мере, за такие короткие сроки. Понаблюдав за собой и за тем, что приводит меня в восторг, я поняла, что в моем мировоззрении существует элемент магии, который не дает покоя. Это отношение человека с окружающим его миром, и одно из самого интересного - переосмысление традиционных и веками закрепленных понятий в наше время. Детали и кадры, которые очень сложно поймать хотя бы зрительно – и так же сложно забыть. Цвета, которые составляют множество пьянящих коктейлей. Человеческое тело, оно  действительно идеальное. Я бы могла продолжать, но в этом нет смысла. Нужно просто уметь видеть и чувствовать.

У тебя есть какая-то основная тема? Что ты хочешь показать своему «зрителю»?

Иногда сложно выразить словами, что конкретно вложено в ту или иную фотографию. Это можно сравнить с пчелкой, которая собирает пыльцу с множества разных и по-своему замечательных цветов, а после производит из этого мед. И ей не нужно рефлексировать свою деятельность, она просто это делает.

У тебя есть серия Beulah и Edem - о чем они? Расскажи подробней, что ты хотела сказать/показать?

В какой-то момент мне хватило сил, времени и желания для того, чтобы дать этому проекту жизнь. Можно вечно закрывать глаза и преодолевать трудности, а можно из каждой ситуации выцеживать вдохновение. Это не все части серии. Серия состоит из 4-х частей: Ульро, Эдэм, Беула и Порождение. Идея воплотить вселенную Уильяма Блейка в фотографии пришла во время сессии. Многие идеи приходят тогда, когда их совершенно не ждешь. И так как в тот момент я готовилась к сдаче иконографии, то подумала, почему бы и не интерпретировать это по-своему, более современно. Ведь суть остается та же, а измененная оболочка дала мне простор для фантазии. Ну, и учитывая, как я люблю Блейка, для меня было большой радостью погружаться в его творчество.  С одной стороны, это попытка привлечь к творчеству не совсем популярного, но очень ценного мистика, художника и поэта, а с другой, новые темы, которые так нравиться покорять.

А кто такой Уильям Блейк и, что он значит для тебя?

Ульям Блейк - английский поэт, мистик и художник времен романтизма. Однако оценен он был уже после своей смерти. Для меня он пример безграничной фантазии и смелости. Ведь для художников с иным видением мира проблемы социализации часто становятся камнем преткновения. И требуется большая выдержка, чтобы не пасть на колени перед неприятием других и не отказаться от всего.

Что самое сложное для тебя как для художника?

Выкроить между учебой и бытовыми вопросами время на то, что умиротворяет душу. 

А проблемы? Например, нехватка времени или недостаток вдохновения?

Элементы творчества проскальзывают у меня и в повседневности, за счет этого и создается определенная гармония. Но для проектов сложно выделять время. Поэтому на занятиях в университете мысли иногда ускользают в продумывание идей. Да, пожалуй, время - маленький враг. Еще я бы назвала проблемой амбиции и их несоответствие свободному времени.

Мнение окружающих влияет на тебя? На твое вдохновение? На то, что ты делаешь?

Признаюсь, раньше я очень зависела от мнения окружающих, и оно меня корректировало. Но после нескольких книг, разговоров с нужными людьми и долгих раздумий это прошло. Объективных мнений не бывает, поэтому каждый художник должен пройти этап, после которого ему наплевать на негатив. Как по мне, пара друзей, которые поддержат любые задумки - это показатель. И причина, чтобы не останавливаться и не бояться. Если говорить о влиянии, то это само собой все культурное наследие современности и, конечно же, близкие люди. Они не будут врать.

Можно называть себя фотографом и при этом не иметь никакого, даже приближенного к этому, образования?

Конечно! Не каждый, кто будет иметь соответствующее образование, может именоваться фотографом. Фотограф - это образ жизни и мышления, это визуал до мозга костей, это взгляд на мир через призму опыта и рассуждений. Тот, кто думает, что это плевое дело, - продукт неправильной пропаганды. Быть художником, да и в принципе творческим человеком, - непростая задача, так как требуется большое хранилище энергии, дабы справиться с эмоциональным планом.

То есть главное – талант?

Я знакома со многими людьми, которые никогда не хотели заниматься фотографией, но которые умеют видеть. И я всегда восхищаюсь ими - пассивными пророками моего развития. Глядя на их мимолетные фото хотя бы на мобильный, будто открываешь старый платяной шкаф, где много ошеломляющих секретов.

Если не фотография, то что? О чем бы тебе самой хотелось рассказать? 

Хотелось бы писать книги, рассказы. Делать видео-арт, писать сценарии. Жизнь настолько многогранна и хочется показать ее с разных сторон. И раз уж инструментом будут не цвета и композиции, так буквы и знаки. А если серьезно, вербальное выражение своих мыслей и представлений тяжелее, как по мне. Любое искусство требует своей практики и оттачивания навыков. И если когда-нибудь я, скажем, отполирую свое умение выражать мысли, то я пойду дальше. Мне никогда не бывает достаточно.

А есть ли предел совершенства?

Думаю, нет. Совершенство может длиться всего лишь мгновение, пока не захочется большего.

Ты делаешь многое - делишься фотографиями. А в словах?

Я бы делала то же самое, только в словах. Разные формы - это интереснейший опыт самовыражения. 

Как ты думаешь, может случиться так, что фотография вообще перестанет интересовать тебя?

Не думаю. То, что она меня интересует уже довольно долго, дает фору другим занятиям, которые так и не смогли меня покорить.

Каким ты видишь свое будущее? Планируешь возвращаться в Украину, или останешься в Праге?

Не хочется загадывать на счет географического положения. Все-таки никогда не знаешь, куда может забросить жизненный путь, поэтому в каком-то смысле я плыву по течению, а там уже подстраиваюсь под его острые камни или водопады. Если насчет своего будущего, то я пока лишь слабо вижу очертание пейзажей перед собой. Разве что цвета, которые символичны, аллегоричны, но все так же загадочны. В какой-то момент я различу все контуры этих окраин. Моя вера в будущее непоколебима. Оно будет чудесным, и я это знаю. И это хочется показать всем.

See more
Share
Наверх