Стас Фальков

Москва, Россия
See more
{dich}Фотограф Стас Фальков рассказывает о красоте индустриальных пейзажей, проекте идеального журнала фотографий и поездке в зимний Сочи 2014.{/dich}
Если верить фейсбуку, ты родился  в Тюмени. Когда ты переехал в Москву?

Да, родился в Тюмени. В Москву переехал сразу же после университета, с друзьями, у нас была рэп группа, ни о чем кроме этого я вообще не думал.

Когда ты понял, что хочешь заниматься фотографией?

Все как в тумане, не помню, купил зачем-то пленочный зенит, криво вставил пленку, начал снимать.

Судя по твоей страничке вКонтакте, ты делаешь лукбуки для молодых дизайнеров одежды. Тебе это действительно интересно или это способ заработать?

Если есть интересная отечественная марка одежды, интересная модель, стилист, который в теме, то это реально становиться интересно, и сейчас это непосредственно связано с моим заработком.

Стиль одежды, которую ты фотографируешь, тебе близок? Все лукбуки выдержаны в одном стиле, ты не снимаешь, например, винтажные платья и жемчуга. (Хотелось бы поснимать винтаж и жемчуга, кстати?)

Опять же, это работа в связке со стилистом, потому что в одной и той же одежде можно выглядеть по-разному, и винтажные платья с жемчугами я постараюсь снять в том же стиле.

Для тебя существует деление фотографии для себя – и фотографии для работы, для искусства – и для денег?

Я стараюсь, чтобы эта черта была максимально размыта, только так можно найти свой стиль, свое лицо, а не стать либо замшелым конъюнктурщиком, либо непризнанным гением мизантропом, переваривающимся в собственном желчном соку. 

Ты часто фотографируешь здания или людей на фоне городских пейзажей – значит ли это, что ты предпочитаешь природе город?

У меня мурашки по коже от огромных индустриальных зданий, микрорайонов, человеческих муравейников. Это красота немного другого порядка, я родился здесь и не могу не видеть в этом своей красоты, не любить это. Дома – это мой фетиш. Вот вам мой инстаграм на эту тему и группа в вк, там все сказано:instagram.com/domotdyha , vk.com/dominizm .

У природы есть свой индастриал, это горы, получилось на бегу отснять пару пленок в Терсколе, Приэльбрусье. Я в восторге, хочу вернуться туда уже с основательным репортажем, там много пешеходных маршрутов, нужно только время.

Как считаешь, сейчас в Москве больше движухи (по сравнению с тем, что было года три назад)? Есть ощущение, что напор творческой энергии у молодых людей стал сильнее, что сейчас гораздо больше интересных событий, проектов, маркетов? Чувствуешь, что что-то меняется?

Да, я чувствую, что наша страна, и Москва в частности, меняется к лучшему, потому что прекрасно помню, как все выглядело 5 лет назад, например. Только нужно отделять навязываемую красивую хипстерскую культуру потребления в духе Кинфолк от культурной жизни. Я считаю, что каждое следующее поколение будет лучше и гуманней предыдущего, потому что быть хуже они не имеют права.

Проект Кружок

Как возникла идея собрать вокруг себя близких людей?

Я просидел пару месяцев, рассылая свои фотографии в разные печатные и онлайн издания, везде было глухо. Многие фотографы, наверное, через это проходили. Все правильно, я и сам думаю теперь, что большинство моих снимков – говно, и никуда не годно, и тогда так думал про свои старые снимки, а теперь те снимки, которые я рассылал, тоже стали старыми, и я думаю, что они – говно. И мои новые фотографии через неделю мне покажутся унылой безвкусицей и второсортным сырьем для вк. Просто в момент появления новых снимков ты впадаешь в эйфорию и объективно свою работу оценить не можешь. В общем, я решил, что сделаю собственный идеальный журнал о фотографии. Банально. В итоге для меня это получилось высказыванием на тему моей страны, людей, которые в ней живут, которые хотят, даже может быть сами этого не подозревая, сделать ее лучше. Все это через призму их увлечения фотографией, или чем бы там ни было. И ясно-понятно, что все и осталось бы лежать у меня на жестком диске в пдфке, если бы не Саня Киреев, который по-взрослому отредактировал все тексты, создал онлайн верстку на нужной платформе, еще и перевел второй выпуск, с помощью друзей, на английский язык. В общем, мы работаем над журналом в тандеме.

Вы с ребятами сталкиваетесь в реальном измерении, или вас объединяют только идеи и публикации в одном пространстве?

Я практически со всеми участниками кружка знаком лично, так или иначе. С кем-то встретились уже после публикации, одну девочку, например, я видел только из окна машины, еще давно, когда жил в Тюмени.

Что тебе как художнику, фотографу или человеку дал этот проект, опыт работы  с другими людьми?

Это хороший опыт, что тут можно еще сказать, лучше что-то делать, чем не делать ничего.

Для тебя существует противопоставление мейнстрим – немейнстрим? При этом мейнстрим – это обязательно пошлость, что-то со знаком минус?

Не нужно путать мейнстрим со всякой хуетой, мейнстрим для меня – это, например, журнал Port, Афиша, Esquire и еще пара тройка журналов, которые можно назвать печатным изданием. А хуета – это рекламные буклеты типа Vogue, Harper’s Bazaar, Interview и прочая макулатура на журнальных столиках. Но всегда нужно отдавать себе отчет в том, что хороший мейнстримовый журнал или кино, например, сделать гораздо сложнее, чем очередную концептуальную фан зину или снять никому не нужную короткометражку, во всех традициях польского авторского кино.

Проект Горизонты

Как и когда у тебя возникла идея поехать в Сочи на Олимпиаду?

Я работал ассистентом фотографа в издательстве Афиша, и аккурат к началу олимпийских игр меня уволили. Мягко говоря, я подрасстроился. Работы никакой для меня в Москве не было, я наобум написал подруге в Сочи, оказалось, что им нужен фотограф в ночной клуб, по совместительству – дом болельщиков. Так я попал в центр исторических событий. 

Насколько я понимаю, в этом сюжете тебя интересовала не история триумфа (России, спорта, чего угодно), и во время самого грандиозного события в истории города ты сознательно выбирал для съемок безлюдные заброшенные места. Почему так? Олимпиада была тебе совсем неинтересна?

Чтобы получить паспорт болельщика, нужно было предъявить билет на любые соревнования, я взял самый дешевый, рублей за 500 по-моему, на керлинг, отборочный раунд, где даже наши не участвовали, скучноватое зрелище, так до конца я там и не до сидел. Стоит сказать, что я с одобрением относился к проведению у нас Олимпийских игр, это как-то мобилизовало наш народ, все действительно было на достойном уровне. Я знал девочку, которая танцевала на церемонии закрытия, и все это время пока я был там, она тренировалась в олимпийской деревне. Я часто провожал ее туда после наших прогулок, так вот, у нее совершенно не было никакого трепета по этому поводу, она часто жаловалась, но когда оказалась там, то от эмоций просто разревелась. Не хотелось участвовать во всей этой толкучке, олимпийский парк произвел на меня впечатление большого супермаркета. И я первый раз оказался в Сочи зимой, когда нет пляжных туристов, был поражен минималистичными пейзажами пустых пляжей, их меланхолией, чувством уединенности и спокойствия. 

В этом проекте ты позиционируешь себя как фотодокументалист (так указано в описании кратком описании)? Не как фотохудожник?

Я не контролирую эти процессы: сегодня я фотодокументалист, завтра фотохудожник. 

На одной странице ты размещаешь несколько фотографий (2, 3, 8). Есть какой-то общий принцип их расположения вместе?

Я старался расположить снимки так, чтобы они соответствовали линии горизонта, идея, признаться, не нова. Но с Сочинскими пляжами, думаю, никто так еще не поступал. Конечно, хотелось, чтобы получилась какая-то магия, отдельный мир, чудо-остров, со странными таинственными обитателями, к которым как комета на голову свалилась олимпиада.

В проекте использованы фотографии, снятые на пленку? Это принципиальный ход?

Да, принципиальный, потому что в поездки я беру только мыльницу olympus mju ii, она по размеру не больше пачки сигарет, автофокус норм, короче, кто в теме, тот знает про эту камеру.

Почему ты выбрал формат черно-белой фотографии?

Я думаю, на каком-то этапе практически для любого фотографа чб – это не просто художественный прием, а еще и способ избежать провалов с цветом.

Ты решил объединиться в этом проекте с Александром Киреевым спустя какое-то время после съемки? Как ты согласился на такое сотрудничество фотографий и текста?

Долгое время снимки лежали у меня на компе, мне нужно было что-то написать к ним, какой-то текст, но я не мог выдавить из себя ни слова: все, что я хотел сказать, было на этих фотографиях. Собственно поэтому я и снимаю, а не пишу захватывающие рассказы – не могу толком и пары слов связать. Я показал весь материал Сане, рассказал ему о моем путешествии, он очень тонко прочувствовал всю историю. В итоге он каждому развороту дал свою жизнь, этот чудный мир ожил. Если бы я мог написать, то написал бы именно так! Саня еще организовал прекрасный перевод, благодаря Евгению Свалову удалось сохранить всякие шуточки, игру слов некоторую.

В текстах очень важен мотив воспоминаний, сравнений – как было тогда, и что стало сейчас, что было в детстве, и как с течением времени изменилось восприятие. А ты был в Сочи впервые? Или тебе тоже было с чем сравнивать?

Могу сравнить с летним сезоном: зимой Сочи становится городом, в котором реально хочется жить. Он открылся для меня совершенно с другой стороны, летом я туда больше не поеду, точно. 

На каком этапе ты придумываешь название для своих проектов? Название «Горизонты» мне нравится, очень ёмкое.

Обычно придумывать название – это мука, потому что, кажется, что у всех крутые глубокомысленные лаконичные фразочки, а у тебя детская писанина какая-то, опять же, оценить объективно очень сложно.

Чем ты еще увлекаешься, кроме фотографии?

Чем я только не занимался: участвовал в рэп группе, пытался вести передачу на онлайн радио, у нас с чуваками был собственный фургон с бургерами, работал в книжном магазине, сейчас занимаюсь только тем, что связано с фото. 

У тебя уже были выставки? Персональные или в составе коллектива, группы единомышленников?

У меня, считаю, была одна достойная публикация, опять же в тандеме, с моим друганом Антоном Афанасьевым в журнале «Москвич». Про московских рестлеров, крутые они пацики. Хотелось бы замутить выставку для проекта «Дом Отдыха» с огромными фотографиями домов, и хуевым рэпчиком.

Планируешь и дальше развиваться как фотодокументалист? Посещать другие масштабные события и искать неожиданные ракурсы?

Конечно, хочу съездить в Крым, в октябре, когда все ребята в купальных трусах уже разъедутся по дамам. Посмотрим, что там и как, очень хочу туда попасть, ни разу там еще не был.

See more
Share
Наверх