Елена Аносова

Москва, Россия.
See more

Елена Аносова – фотограф из Иркутска, студентка Школы Родченко. За последний год Лена стала обладателем ряда важных премий в области фотографии, среди которых World Report Award на Фестивале этической фотографии (Италия),

“Молодые фотографы России”

Лена, как Вы решили стать фотографом, чем еще занимались? Почему выбрали именно документальную фотографию?

Как и многие, я посещала классические художественные занятия в детстве и юности, потом профессионально ушла в специализацию графического дизайна. Я не думала серьезно заниматься фотографией до недавнего времени. С появлением цифровых фотоаппаратов я стала использовать эту технологию как композиционные упражнения и инструмент в дизайне. В 27 лет я поняла, чем хочу заниматься, но только два года назад я пришла к решению посвятить этому почти все время и создавать свои проекты. Для меня живопись и графика требуют намного больше усилий и ресурсов и часто лишают мобильности. В документалистике очень широкое поле для высказывания в эстетике, в исследовательском плане, в выборе технологий и представлении проекта:  цифровых или аналоговых материалов, видео, оформления в книгу или выставочный формат. 

Из серии “Section”("Отделение")

Для проекта “Section” Вы провели несколько месяцев в женских колониях Сибири, фотографируя осужденных. Финальные снимки завораживают - настолько многослойная история, сочетающая в себе опыт преодоления не только общественных, но и личных барьеров. Каковы были ваши ожидания от этого проекта и оправдались ли они?

Меня волнуют вопросы деформации, самоопределения и закрытые женские институции, так как я сама была в интернате-санатории в подростковом периоде. В процессе работы вскрылось множество социальных проблем, о которых я не задумывалась. Я говорю об адаптации и социализации тех, кто отбыл наказание. О том, что наше общество не принимает их. Я рада, что у нас есть такие фонды как «Русь сидящая», которые готовы заниматься решением подобных вопросов.

Из серии “Section”("Отделение")

Елена, судя по всему, ради работы Вы готовы на многое: пересекать любые расстояния, выходить из зоны комфорта, оказываться в небезопасных ситуациях. Почему так?

Всё, над чем я работаю, так или иначе связано с моим жизненным опытом или с историями близких людей, семьи. Это моя собственная «психотерапия», в своих проектах я не испытываю «идейной» зависимости от кого-либо, спокойно рассчитываю только на свои ресурсы и, если нужно, годами добиваюсь важного себе результата. В первую очередь, я делаю это для себя, и здорово, что вопросы, которые волнуют меня, интересны кому-то еще.

В серии “Adaptation” представлены Ваши автопортреты, отражающие пять стадий принятия. Мне кажется важным здесь то, что Вы используете тело как инструмент, становитесь активным участником процесса. Каково быть по другую сторону фотокамеры? 

Несколько лет я не знала, как это сделать, показать. Честно, это очень дизайнерский подход – почти прямое иллюстрирование. Проект задумывался более четырех лет назад. Пробовала снимать другого человека, и результат был неудовлетворительным. По другую стороны камеры мне сложно быть. “Адаптация”  - про боль и внутренние переживания, принятие. Я не могу физически показать неизбежное, поэтому помещаю героя в другую среду. С собой было проще договориться и добиться нужного результата в неограниченных временных рамках. Мне кажется, автопортрет – это один из самых частых инструментов рефлексии, ведь собственная фигура всегда рядом.

Расскажите об арт-резиденции “Заря” и выставке “Вежливая рыба”. Был ли это первый опыт резиденции для Вас? Каким был итоговый проект? Какие у Вас остались впечатления от работы во Владивостоке?

В “Заре” было интересно. Это мой первый опыт резиденции и я довольна результатами, которые планирую развить в еще одном направлении в течение следующих нескольких лет. Не в статусе резидента, а просто как гость Владивостока, где у меня появились друзья и поддержка. Итогом работы в резиденции стала выставка, где мы с куратором Яной Гапоненко, показали 13 фоторабот и одно видео. В Приморье я работала над темой взаимовоздействия и пересечения культур и быта Кореи, Китая, Японии и России на приграничной территории. Это немного поэтизированная документальная серия о вопросах идентичности.

Над чем Вы сейчас работаете?

Я заканчиваю свой большой проект “Сааган Саг” на Байкале и занимаюсь исследованием, связанным с поселением моих предков на Крайнем севере.

Увидеть больше:

anosova.com/

FB

Беседовала:

Оксана Чвякина

Из серии “Сааган Саг” 

Share
Наверх