Роман Мокров

Роман Мокров – молодой, но уже вполне состоявшийся и известный современный художник, занимающийся фотографией и видео-артом. Параллельно он работает в агентстве недвижимости, фотографирует элитные квартиры. Встречу Роман предложил провести в необычном месте  - в столовой старой части Курского вокзала. 

О содержании

Какую  роль в твоих работах играет  элемент абсурда, сочетание парадоксальных вещей? Основная задумка – показать безобразное красивым, или это, скорее, художественный приём для отображения более отстраненной идеи?

Это отчасти и метод, и содержание. Это особым образом натренированный взгляд. Не самоцель – показать какой-то абсурд, просто взгляд так настроен. Я научил себя так видеть. Отчасти от того, что без иронии мне очень сложно прожить, сложно воспринимать все серьезно. Начинаешь смотреть немного под углом. Получается такой «веселый циник». Сразу видишь ситуацию со стороны.

Какое отношение к этим абсурдным сюжетам? Цинизм? Ирония? Недоумение?

Нет, это сопереживание. Ну, например, здесь («Столовая» Курского вокзала) сколько эпох? Николаевский вокзал накрыт советским вокзалом. Сверху нарисованы золотые купола из 90-х. Столовка на императорском вокзале – по-моему, это прекрасно.

Homes from Roma Mokrov on Vimeo.

Мотив пути, дороги, путешествия  - самый частый. Почему? 

Это жизнь как путешествие. До гроба. 

Ты снимаешь видео-арт только в России, на русском материале строишь свои концепции? Если бы ты на год поехал в Милан, изменился бы ракурс работ?

Меня интересуют общечеловеческие ценности, такие как Любовь, Смерть, Конкуренция. На примере того, где я нахожусь в данный момент. В Милане я бы тоже нашел себе друзей, среди бомжей, скорее всего (смеется).

 

О работе

Насколько много среди твоих снимков постановочных? Предпочитаешь  «репортажную съемку» или же полностью конструируешь кадр в соответствии с собственным видением?

А ты как думаешь? Конечно, бабушку с платком в церкви я не ставлю специально, я просто не могу так поставить. Лет пять назад я сделал фотографию бабушки в церкви, а в это воскресенье в церкви я видел этот же платок, он такой один, это точно. Его ни с чем не спутаешь, этот рисунок, не думаю, что у нас в городе много таких платков. Но в этот раз в нем пришла уже маленькая девочка.

Можно ли сказать, что ты используешь документальные свойства фотографии  как художественный прием?

А что такое документальность?

Беспристрастное запечатление реальности, фиксация того, что ты видишь. То свойство, которое ошибочно приписывается фотографии как основное. 

Реальности мне недостаточно. Тесновато, поэтому нужно что-то выдумать.

«Спрячь в ладонь новорожденный огонь»

Насколько ты отстранен от фотографируемых сюжетов? Есть ли отголосок личный историй, или это исключительно «взгляд» наблюдателя, социального исследователя (антрополога?) «от искусства»? Создается, например, ощущение, что в видео-работы ты вкладываешь больше личного опыта?

Никакого разделения нет, я же везде присутствую. Я не отстраняюсь от сюжетов. Если я сюда пришел с тобой, как я могу отстраниться, я в гуще событий.

Есть потребность снимать на пленочные фотоаппараты, или концепция «трэша» лучше воплощается с помощью цифровой аппаратуры?

А в чем разница? Я художник, мне все равно. Я использую фотографию как материал, не вижу разницы, главное суть. Цифровая фотография просто более дорогая!

Как ты для себя определяешь, когда фотография становится произведением искусства?

Все что делает художник, является искусством! Это шутка, конечно. Для меня то, что выставляется в музее и есть произведение искусства, или артикулируется как искусство.

Это спорная позиция.

Да, спорная, но меня так научили. Все, что артикулируется как искусство, называется искусством, выставляется в музее и галерее, является искусством. Плохое оно или хорошее – это уже другой вопрос.

На какую реакцию со стороны зрителя, при просмотре твоих работ, рассчитываешь? Сталкиваетесь ли с тотальным непониманием твоих концепций?

Я не рассчитываю на реакцию. Есть же разные категории людей. Для кого работает художник?

Каждый по-разному. Потому я и спрашиваю у тебя. 

Я вообще не рассчитываю, просто занимаюсь искусством. А для того, чтобы объяснить искусство большему количеству людей, нужны образовательные программы с детсадовского возраста.

Есть любимая собственная фотография?

Нет.

О ситуации

Есть ли направления/сферы  в современном искусстве, которые вам непонятны/неприятны, проекты, в которых ты категорически отказался бы участвовать?

Именно в современном? Если нет, то я, например, не понимаю, зачем писать натюрморты, что до сих пор делают студенты академий. Все, что в современном искусстве происходит, мне понятно. Другой вопрос – нравится мне это или нет.

В твоих работах часто появляется такой прием, когда ты «означиваешь» пространство обыденности при помощи каких-то парадоксальных вставок, элементов (танцующие на ж/д станциях девушки в восточных костюмах, станции, названные именами философов и т.д.). Проектов с подобным подходом к работе с пространством города сейчас становится все больше. С чем это связано?

Но у меня работа не с городским пространством. Мне тесновато и душновато, маловато того, что я вижу. Такая ситуация, например: я родился здесь, в месте, где нет моря. Что я могу? Я могу поехать на море, я очень люблю купаться. Еще я могу нафантазировать море. Конечно, еще я могу переехать на море. Но тогда, вероятно, мне уже не захочется в нем купаться. Поэтому я буду страдать без него здесь и придумаю его в каком-нибудь проекте. А проект со станциями может показывать параллельную реальность. Развитие нашей страны пошло в одну сторону (есть город Киров, Дзержинск). А что если бы все было по-другому, были бы другие флаги-знамена, была бы станция «Красный Сартр», «Ницшево-Товарное». Мне кажется, только мы можем провести такой суперэксперимент, предложить утопию.

Spring from Roma Mokrov on Vimeo.

Деятельность  каких современных российских художников ты выделяешь как наиболее грамотную и серьезную? Какие площадки современного искусства в Москве кажутся самыми достойными?

Мне кажется, ММСИ, Гараж, МедиаАртЛаб Триумф делают классные вещи.

О себе

 

Есть ли фотографы учителя, повлиявшие на формирование эстетики снимков?

На меня повлияла улица! (смеется)

«Пастораль»

Ищешь ли ты вдохновение в других сферах искусства, что смотришь, что читаешь для себя?

Меня вдохновляет все вокруг. Меня мотивировал Буковски, очень созвучен моему творчеству. Еще я с восторгом прочел работу Александра Дворкина «Сектоведение», теперь собираю буклеты различных сект, саентологов и прочих. Люблю цитату итальянского куратора Франческо Бонами "Искусство существует для тех (и прежде всего для тех), у кого нет денег, но кто умеет мечтать - и для этого больше ничего не нужно".

Есть поступки, совершив которые / не совершив которых, ты до сих пор сожалеешь?

Меня ставит в тупик такой вопрос. Я жалею, что не женился и не завел ребенка раньше, жалею, что не съездил в длительное путешествие в Индию. Особо не жалею ни о чем. Жалею, что я грешник! (Смеется)

To set off (b) from Roma Mokrov on Vimeo

Бывают ситуации, в которых ты нервничаешь? Как, к  примеру,  реагируешь на негативные отзывы о работе?

Негативная критика была, когда я открыл выставку про свадебные обряды. Но я не расстраиваюсь по поводу таких тем, любая движуха мне нравится.

У тебя есть интересные особенности, или, может быть,  нестандартные увлечения помимо фотографии?

С 2008 г. я собираю коллекцию медленных песен, это песни, которые трогают душу. На данный момент их уже очень много, 1067.

Список некоторых повлиявших художников (предоставлен Романом): Сантьяго Сьерра, Мартин Киппенбергер, Эдвард Хоппер, Софи Каль, Анри Сала, Рон Мьюек, Нан Голдин, Тимур Новиков, Сергей Братков.

mokrov.ru

Share
Наверх