Ольга Ленская

Москва, Россия.
Расскажи нам о себе.

Я живу в Москве, люблю котов и кофе с молоком, стараюсь быть хорошим, добрым человеком. Но если говорить о фотографии - то абсолютно не важно, кто я, сколько мне лет и где я живу. Я фотографирую, иногда снимаюсь сама и преподаю девочкам позирование. Лет с 16 перебирала различные хобби, чтобы разгрузить мозг от учебы. Танцевала, рисовала (очень плохо), снималась у друзей (это получалось нормально). Во время одной из съемок сидела и втыкала, как ставили свет, как фотограф собирала камеру - объектив, аккумуляторы, вспышка, карточка - как собирают автомат солдаты в фильмах. Завораживающая отточенность движений. Казалось, очень сложно, попросила научить, так все и началось. Сейчас я не танцую, ужасно редко рисую и практически не снимаюсь, а вот фотография - она осталась.  Для меня снимать - это иметь возможность овеществить (глупое какое слово) мысль. Придумывать концепт, вдохновляться чем-то, рисовать раскадровки и потом увидеть, как то, что было только образом в голове становится реальным. Фантастическое ощущение!

Опиши свои фотографии в нескольких словах, что для тебя в них самое важное?

Сейчас я стараюсь делать свои фотографии наполненными, живыми. Экспериментирую с цветом, светом, с эмоциями людей на фотографиях.

Ты сказала, что изначально заинтересовалась фотографией, глядя на профессионалов. А потом, как ты училась?

Когда я начала интересоваться фотографией, я сразу попала в среду фотографов, и это огромный плюс. Мы делимся друг с другом полезной информацией, опытом, рассказываем о новых фишках. Это как будто индивидуальные мастер-классы и мы развиваемся друг за счет друга. Это очень помогает, гораздо лучше, чем какие-нибудь курсы.

Что для тебя фотография – кропотливая работа или порыв вдохновения?

Одно без другого не существует, но вдохновение конечно стоит на первом месте. Это тот толчок, без которого нельзя сделать съему. Если ты хочешь сделать что-то неопределенное, то ничего хорошего из этого не выйдет. Тот момент, когда у меня появляется идея, и я сразу бегу ее зарисовывать, очень важен. А потом уже начинается кропотливая работа. 

Что, по-твоему, отличает фотографа-профессионала от новичка?

Для меня очень важно, есть ли серия снимков. Бывает, что человек взял в руки камеру в первый раз в жизни и сделал фантастический кадр случайно. Гораздо сложнее выдавать материал на определенном уровне постоянно, а не так, что из 10 фотографий только одна заслуживает внимания. 

У тебя есть кумиры, на которых ты ориентируешься?

Есть, но у меня отвратительная память на имена. Обычно я запоминаю фотографии, но не запоминаю имена людей, которые их сняли. У меня есть огромная папка, которая называется «Вася», я не знаю, почему именно так, но это имя уже давно прижилось. «Вася» - это папка для вдохновения, там у меня лежит около 500 Гб фотографий, которые мне нравятся.

Сейчас у большинства людей есть девайсы, позволяющие за пару минут сделать фото и наложить кучу фильтров, получив красивую картинку. В сети можно найти тысячи однотипных фотографий. Как ты к этому относишься?

Я очень люблю Instagram, потому что в нем можно видеть, как живет человек, и это не напрягает ни его, ни тебя. Это маленький кусочек жизни, с помощью которого можно посмотреть на мир чужими глазами. Instagram показывает, какой ты, и можно увидеть тебя живого. То есть ты сфотографируешь кошку, елку и подругу, а потом из всего этого складывается личность. И обычно в Instagram всё выкладывается в ту же минуту или в тот же час, и это позволяет чувствовать вовлеченность в чужую жизнь, и это самое интересное.  Я не вижу ничего страшного в стандартных фильтрах, правда, сама я всегда использую один и тот же. И еще можно резкость побольше сделать, вот залог удачного фото.

Ты всегда в точности знаешь, что хочешь получить в итоге съемки, или бывает, что решения приходится принимать на ходу?

Что-то всегда решается на ходу. Еще никогда не было так, чтобы идея воплотилась с моей раскадровки точь-в-точь. Если бы я хотела абсолютно точно воспроизводить то, что у меня в голове, я бы пошла учиться рисовать.

 

Ты снимаешь в основном людей. Как обычно проходит съемка? Что ты делаешь, чтобы найти общий язык с моделями?

Сколько бы я не снимала, у меня за всю жизнь было, наверное, съемки две, когда модель не могла выдать то настроение, которое мне было нужно. Чаще всего я стараюсь сделать, чтобы модели было комфортно, не требовать от нее невозможного. Это начинается с поз, и заканчивая ее эмоциональным состоянием. Например, если нужно показать дискомфортные эмоции, можно объяснять на физическом уровне: нахмурься, соберись внутрь. И постепенно от этих физических действий можно перейти на контакт с моделью, когда она уже без слов понимает, что от нее хотят. В итоге это становится какой-то странной пантомимой, когда я машу правой рукой, и она понимает, что нужно повернуться, и так далее. Еще я очень люблю, когда люди бегают или прыгают на фото. Даже если у меня получаются статичные кадры, на них видно внутреннее движение, внутренняя свобода, и это очень ценно. Бывает так, что во время съемки кажется, что все нормально, а потом смотришь и понимаешь, что получилось что-то другое. Сохранились внешние рамки общей концепции, но наполнение вышло другое. Рамки создают стилисты, визажисты, фотограф, а наполнение полностью зависит от модели. Но ни разу не было так, чтобы я сильно расстроилась, получив не тот результат, который ожидала увидеть. Иногда даже удивляешься, что получилось сложнее, интереснее, и это все благодаря твоей прекрасной модели.

Расскажи о самой запоминающейся для тебя съемке.

Было очень много разных съемок, и первые впечатления всегда самые сильные. Например, лет 5 назад, когда я в первый раз снимала на крыше высоконадежного здания, мы пробирались туда ползком под оградой, которая была измазана дегтем. Или, например, была съемка, которая очень не понравилась ни модели, ни визажисту, но я очень нежно ее люблю. Я тогда сделала все своими руками, шила платье из полиэтилена, разгребала от мусора маленькую речку рядом с моим домом и тащила собственные трусы для модели, потому что у нее не было своих бежевых. Да, хорошая была съемка, запоминающаяся (смеется).

Менялось ли с опытом твое отношение к тому, что ты делаешь?

Конечно, менялось. И у всех фотографов, которых я знаю, тоже очень сильно меняется. В основном все начинают снимать просто из интереса, и делают что-то пустое, даже если это получается красиво. А потом это потихоньку начинает наполняться смыслом, это и есть развитие. Попробовав все жанры, способы съемки, пленку, цифру, фотограф находит что-то свое, что ему ближе и интереснее. И когда человек осознает, что ему нужно, у него получается все лучше и лучше. 

И на каждом этапе твоего становления у тебя есть четкое осознание того, что ты хочешь делать сейчас и в будущем?

Бывает, что знаю, а бывает смятение и депрессия. Однажды я на постоянной основе работала фотографом в студии, где снимали школьников на выпускные альбомы. Творчества тогда у меня не было год, мне не хотелось брать фотоаппарат в руки. Когда речь идет о творчестве, себя нельзя заставить. Это не та сфера, в которой можно перетерпеть и потом сделать что-то для души. Если делаешь то, что тебе не нравится, наступает момент перенасыщения, и это губительно для творческой сути.

Сейчас ты ставишь перед собой какие-то профессиональные цели на ближайшее будущее?

В общем да. Хотя я не суеверная, у меня есть постоянное ощущение относительно нереализованных желаний, что пока они не сбудутся, о них лучше не говорить.

Увидеть больше:

TUMBLR

VK

INSTAGRAM

Спрашивала о фотографии:

Лариса Шаляпина

Share
Наверх