Ирина Севостьянова

Самара, Россия
Скажи, пожалуйста, пару слов о себе.

Я художник-коллажист. По образованию дизайнер.

Почему ты начала заниматься коллажированием? С чего ты начинала?

Не помню точно, когда меня «накрыла» коллаж-волна. Активно стала клеить с 2011-го. С коллажем, как с техникой, познакомилась еще во время учебы на уроках композиции. Начинала с дурачества – делали с подругами друг другу забавные коллажи, кромсая фотки, добавляя понятные только нам фразы. Это было лет 10 назад. А если вспомнить, то страсть к нарезанию журналов у меня была уже с детства. Возможно, на меня повлияли семейные фотоальбомы, в которых фотографии были оформлены картинками, вырезанными из открыток. Не исключаю и того, что навыки коллажиста появились во мне, когда помогала маме по работе вырезать и наклеивать этикетки для фейерверков «советское шампанское».

Какие новые возможности раскрывает коллаж, которых нет, допустим, у живописи и скульптуры?

Коллаж - очень многогранная техника. Ничто не мешает сочетать коллаж с живописью или скульптурой, да и с чем угодно в принципе. Еще техника коллажа позволяет из разного рода хлама сделать шедевр. Берешь что-то уже готовое и монтируешь в нечто иное. Получается произведение с другим смыслом. Работая с вторичным материалом создаешь новое и необычное.

Чем ты планируешь заниматься в дальнейшем?

Мне есть к чему стремиться, хочу прокачать свои навыки в живописи, выйти на новый уровень в коллаже, собрать свой первый ассамбляж… В общем, в планах творческое саморазвитие. Стремлюсь к творческим коллаборациям с художниками разных направлений, стрит-арт и лэнд-арт, например, мне тоже интересны.

Над чем ты работаешь сейчас?

Только закончила работу над всевозможными афишами для дружественных проектов. Мастерская - мой основной проект, над которым я работаю с октября. Можно назвать это творческой сектой, агитирую людей заниматься коллажем, да и вообще творчески развиваться. Уже есть небольшая постоянная группа.

Чего бы тебе хотелось достигнуть? Или это творчество ради самого творчества, которое не стремится к определённой цели?

Хотелось бы популяризировать коллаж в своем городе, расширить мастерскую, открыть музей коллажа, в конце концов. Мечтаю стать новой Ханной Хёх.

Как относится публика к твоим работам?

Не встречала людей, которым бы не нравилось мое творчество. Были те, кто не сразу понимал смысл некоторых работ и те, кто вообще не понимал, зачем я этим занимаюсь, а не рисую, например (действительно, почему?). Чаще всего я слышу комментарий «круто!» в адрес своих коллажей.

Кто твой любимый художник и идейный вдохновитель?

Сложно выделить кого-то конкретного. Вдохновляют художники Ханна Хёх, Курт Швиттерс, Макс Эрнст, а так же несколько сотен современных коллажистов, которых я открыла для себе через Фликр и Тамблер. Почти у каждого художника есть как минимум 1 работа, которая бы вдохновляла меня.

Считаешь ли ты, что «профильное» образование (все-таки дизайну близок коллаж) помогло в творчестве?

Возможно, немного. Коллажи я клею интуитивно, не задумываясь о правилах композиции, даже нарушая их порой. Вообще полезно иногда «отключить голову» со всеми знаниями и просто творить. Если начинаешь сильно задумывать о дизайне в коллаже, то стирается творческий слой произведения, работа получается слишком «рафинированной», а значит, и удовольствия от результата будет меньше.

Как возникла идея Мастерской Коллажа?

Коллаж уже давно стал больше, чем просто хобби. Это не просто мое самовыражение, это и арт-терапия и медитативная практика и развлечение. Если я чем-то увлечена, мне хочется и других людей этим «заразить». Клей и ножницы всегда в моей сумке, а уж бумажки везде найти можно, так что коллаж всегда со мной и я хочу им делиться с друзьями. С некоторых пор гости, приходившие ко мне были вовлечены в процесс коллажирования. Я же частенько в гостях сама предлагала чего-нибудь поклеить. Прошлой весной мне предложили поучаствовать в молодежном форуме с каким-нибудь творческим проектом. Долго думала, как бы я могла коллажем объединить людей, перебрала различные варианты, в итоге родилась идея с мастерской. Хотелось эксперимента. Изначально идея была в коллаборативном замесе через коллаж (коллаж — в широком смысле слова, не только бумажный, но и музыкальный, видео и тд). Думала, что увлеченный творческий народ будет собираться в мастерской и создавать совместные проекты, монтируя кусочки бумаги, звуки, слова и прочее.

С какими медиумами ты еще работала? Может, у тебя есть опыт экспериментирования и с другими видами искусства?

Помимо традиционных техник живописи, пожалуй, ничего не пробовала. Пока созреваю до работ на открытом пространстве, в тот же стрит-арт коллаж прекрасно вписывается, для себя еще не решила, с чего начать. Кстати, было дело, помогала немного одному самарскому стрит-художнику рисовать на стене абстрактную работу, только было это не на улице, а в рамках галерейной выставки. Ах, да! Еще пробовала себя в роли художника действия, обучаясь в Мастерской Акционизма Сергея Баландина. Перформанс был посвящен творчеству Марины Абрамович, меня тогда в землю закопали, а дышала я через специальную воронку. Пролежала час с лишним, обо многом подумать успела, конечно и про то, какой коллаж про этот перформанс сделаю. Удивительное совпадение было: когда коллаж по мотивам закапывания делала, почувствовала дежавю. Вспомнила, что нечто похожее уже наклеила. Это был коллаж-открытка в подарок одному другу художнику, сделанный девятью месяцами ранее. Образ на той открытке очень явно перекликался со мной, то есть можно сказать, что коллаж стал для меня предсказанием, хоть и был сделан для другого человека. Будто сделав тогда эту картинку, я предрекла для себя «новое рождение» через 9 месяцев через откапывание.

Искусство коллажа мало распространено в России, не так ли? Вообще кажется, что многие просто не воспринимают коллаж всерьез.

Распространено, но из-за несерьезного отношения так и остается некой вспомогательной техникой для развития чувства композиции. Коллаж — техника вторичного использования. Ты вроде бы ничего не создаешь, а просто занимаешься перемонтажом готовых картинок. И у многих все еще коллаж ассоциируется только с детским творчеством. Есть дети, которые создают крутейшие коллажи, а есть взрослые, которые «лепят ерунду». Последние, конечно, не видят никакой художественности в этой технике, даже если в других видах искусства имеют успехи. Искусству коллажа, как рисунку и живописи, тоже нужно учиться.

Считаешь ли ты важным популяризацию коллажа как произведения искусства, а не просто как некоего баловства, коим это предстает перед зрителем сейчас?

Некоторые вроде балуются, а выходит достойное художественное произведение. Это не только к коллажу относится. У всех разные таланты в разной степени развиты. А коллаж, как искусство — техника относительно молодая, всего около ста лет, вот и не успели его пока всерьез начать воспринимать.

flickr.com

Share
Наверх