Анна Рослякова

Москва, Россия

Аня, расскажи, пожалуйста, о себе нашим читателям. Как ты решила связать себя с искусством? Что закончила и как тебе обучение в Британской высшей школе дизайна?

Вообще я все раннее детство много рисовала, но ничего не сохранилось, а жаль; смутно помню некоторые картинки, там были какие-то многофигурные штуки, хоры лягушек и летающие дворники. Лет в пять появились мысли, что я «не умею рисовать», рисую «неправильно, не похоже», я стала очень комплексовать. И до сих пор не удалось от этой зажатости избавиться. Когда классе в пятом школьная преподавательница рисования посоветовала мне пойти в художку, думаете, она особенный талант во мне разглядела? Вовсе нет, просто я зануда страшная - я так старательно штриховала, что получалось аккуратнее всех в классе. Но я рада, что хоть таким окольным путем я пришла в художку. И вот там мне повезло с первой учительницей невероятно.

Мне с учителями всегда везло, я об этом столько говорю, что сейчас уже трудно не повторяться. Поэтому просто места: Балабановская художественная школа, Обнинский политехникум (дизайн), Обнинский университет атомной энергетики (дизайн, заканчивала правда уже в МГГУ им. Шолохова в Москве), и вот сейчас - Британка. Британка - это очень насыщенно и непросто, и очень круто. В первую очередь там учат думать и отказываться от шаблонов. Ну и еще ты на несколько лет оказываешься в компании людей, до фанатизма влюбленных в то же дело, что и ты. Кто-то из них только начинает, кто-то работает давно, и это сама по себе серьезная школа. Смотреть, как одни и те же задачи решаются очень по-разному - большой и бесценный опыт, работать рука об руку и общаться на равных (хотя я все равно стесняюсь) не просто с теоретиками-преподавателями, а с крутыми действующими практиками - бесценно тоже.

В самом начале нашего разговора ты сказала, что у тебя сейчас ощущение «рваного-разрозненного», тебе кажется, что в твоих работах нет целостности? Или это связано с поисками «себя»?

В работах по отдельности целостность вроде есть, а вот вместе они не складываются в единый...стиль что ли. Ну не то, чтобы совсем не складываются - «физику» руки не спрячешь, установки свои от работы к работе быстренько не изменишь, но все равно пока все проекты очень разные. И вроде бы я уже знаю, каким художником я хочу быть, надеюсь, что в ближайшее время вытащу его уже на поверхность.

Как думаешь, обязательно ли учиться, чтобы стать профессиональным иллюстратором?

Учиться обязательно, причем процесс этот бесконечен - нельзя решить, что вот теперь ты научился и расслабиться. Другое дело, что совсем не обязательно учиться академическому рисунку 6 лет. Мне помогает то, что у меня есть классическая база, но есть полно крутейших художников, у которых ее нет (причем это не только примитивисты и панки от иллюстрации). Но вот рисовать наброски с натуры, особенно живой и движущейся, всем полезно.

Мне нравятся твои рисунки – очень яркие и необычные. Откуда черпаешь вдохновение для работы? Сложно ли вообще дается процесс творчества?

Спасибо! А как это все выглядит в моей голове, кто бы знал!) Вдохновение такое понятие странное... Вдохновение скорее для жизни вообще нужно, не столько для работы. И оно у меня идет всегда где-то очень рядом с благодарностью - конкретным людям, или с восторгом - от красивого лица, пейзажа, фотографии, современной скульптуры, старинных орнаментов, да чего угодно. А в работе, мне кажется, им прикрываются чаще, чем следует. «У меня нет вдохновения» - значит, или лень, или очень сильная усталость. Как может не быть вдохновения - вокруг столько всего! В нас столько всего! Вот я всего на свете боюсь и собираюсь сейчас делать серию иллюстраций про опасности (кстати, тему сестра подсказала и это еще один ответ, откуда берутся идеи: меня окружают невероятные люди). Или меня бесят заборы в городе, и я рисую заборы. А когда ты задачу ставишь себе не сам, нужно просто думать и все придет. Причем, думать сначала в голове, потом на бумаге. И вот вторая часть дается мне почти всегда с трудом. Я в каждой работе наталкиваюсь на то, что я не умею рисовать так, как мне сейчас надо. Иногда хитрю и иду по пути меньшего сопротивления, но работы, в которых не было какого-то преодоления, всегда скучнее — пока. Надеюсь, это просто период такой: я ищу свой язык, ищу способы упростить некоторые этапы работы - чтобы потом рисовалось легче, чтобы успеть нарисовать больше. Я пока непростительно медленно работаю.

Какие материалы ты любишь использовать во время работы? Что тебе больше нравится: цифровое искусство или «живое», с использованием бумаги и карандаша, например?

Живое нравится больше, конечно. И даже если нужна векторная картинка, все равно она будет графически интереснее, если вначале был набросок мягким карандашом. «Физика руки» всегда интереснее физики компьютерной программы. На планшете я не рисую, хотя активно им пользуюсь. Не идет, сопротивление материала не то. А оно очень важно, для зануд-то) Я очень сухо рисую, если дать мне гуашь и тонкую кисточку, все со скуки помрут. Мне нужны инструменты, которыми невозможно сделать слишком аккуратно и которые дают неоднородную текстуру. Вообще все техники, в которых есть доля непредсказуемости, хороши: линогравюра и коллаж, которые я так люблю, с одной стороны дают возможность их контролировать, с другой - никогда не позволяют это сделать полностью. Но вообще я люблю все смешивать, «живой коллаж» дотянуть в фотошопе и сделать к нему вышитый заголовок или нарисовать картинку целиком руками, а потом в фотошопе менять ей общий колорит.

Судя по сайту с твоими работами, ты активно трудишься. Когда и как ты получила свой первый заказ?

В портфолио на бехансе работы в основном последних 2-3 лет, но первый заказ помню отлично - он был еще в техникуме и он был очень крутой. Мы с друзьями впятером рисовали театральные задники для «Щелкунчика» в Обнинском ДК. За 5 недель (учебных недель, то есть практически за 5 выходных) разрисовали три полотна 4х6 метров и одно вообще какое-то здоровенное, метров 9 в длину - там была вырастающая новогодняя елка. Преподаватель предложил поработать, познакомил с заказчиком, дал распоряжение, чтобы нас по выходным на весь день пускали в техникум и пустил в свободное плавание. И 5 выходных мы не знали, хорошо у нас получается или нет. А в конце выяснилось, что все в восторге, потому что не могли же мы елку покрасить в зеленый, а пол в коричневый! Мы там такую живопись развели, что «Сезанн бы позавидовал» (но даже не пытайтесь представить, как мы отмывали полы). Нас потом еще несколько раз звали декорации делать, хотя в Обнинске было полно взрослых декораторов, а мы были студенты 16-17-летние.

Ты занимаешься иллюстрацией журналов, для какого издания тебе больше всего понравилось работать?

Ну на самом деле я не то чтобы много работаю для журналов, особенно пока учусь. От некоторых предложений с огромным сожалением приходится отказываться, просто не успеваю. Нравится Women's Health, смелый фоторедактор - это подарок иллюстраторам; до сих пор не верится, что мы с ней сделали линогравюру в глянцевый журнал. Вообще же мне кажется, что я пока для фоторедакторов - кот в мешке, непонятно, что я за художник. В будущем, надеюсь, все сложится и я еще смогу ответить на этот же вопрос, выбирая из пары десятков изданий)

Как близкие относятся к твоей работе? Поддерживают?

У меня мощнейший тыл) Если бы не сестра и близкие друзья, ничего не получилось бы точно. Очень поддерживают. И идеи, как я уже говорила, подкидывают, и критикуют. Да и просто нам вместе хорошо, а какая еще нужна поддержка?

Иногда я думаю, что родители не очень понимают, чем (и зачем) я занимаюсь, но я отлично помню, как мне 14-летней дали свободу в выборе профессии. Даже страшно подумать, что все могло быть по-другому. Преподаватели тоже поддерживают, и советами, и неравнодушием. Вообще я везунчик, да, и ценю это.

Вижу на сайте также эссе о Викторе Пивоварове. Ты пробуешь себя также в журналистике?

Нет, это тоже было задание из учебной программы в Британке. Вообще я действительно очень люблю писать и это мне даже легче дается, чем рисовательство, но я прекрасно понимаю, почему - пишу я только тогда, когда хочется, только на те темы, на которые пишется, а самое главное - оценить косяки с профессиональной точки зрения не могу, к счастью. Но вообще умение хоть как-то формулировать свои мысли мне очень в работе помогает.

А есть ли у тебя еще хобби или увлечения, помимо рисования, разумеется?

Ну они так или иначе тоже связаны с рисованиями или музыкой, и с близкими людьми, конечно. Сестра придумывает принты для ткани и вещи из них, а я делаю для нее линогравюрные штампы. Близкие друзья занимаются русским народным искусством, естественно, я оказываюсь втянута в процессы по крайней мере обсуждения (или примерки расшитых жемчугом венцов), а то и с оформлением музыки помогаю; если копнуть чуть глубже стереотипных «вершков», народное искусство нисколько не бабушкинское, мощное и интересное. Если бы я вдруг смогла оставить постоянную работу, возможно, играла бы на басу - когда-то начинала с большим удовольствием. И еще я классно пою, когда никто не слышит)

Расскажи немного о своем будущем. Чем планируешь заниматься после окончания Британки?

Планов много, конечно. В любом случае, я продолжу работать дизайнером, но в свободное время сконцентрируюсь наконец на своих проектах. Возможно, сначала я буду просто отдыхать - меня уже год ждет фанерный лист 1,5 на 1,5 метра, хочется живописи исключительно для своего удовольствия. Возможно, выступлю рисовальщиком в каких-то проектах сестры - у нее постоянно куча отличных идей. Точно продолжу заниматься плакатом - это доставляет мне огромную радость, потому что в плакате можно вообще все. Точно буду пытаться работать с журнальной и книжной графикой побольше. Ну и не все карты сейчас хочется открывать) Есть еще мечты.

Немного странный вопрос: если бы ты делала иллюстрацию к своей любимой книге, то какая бы это была книга, и что изображала иллюстрация?

Вопрос не странный - этим я и хочу заняться весной на дипломе, но именно поэтому не хотелось бы спойлерить сейчас. Хочется сделать что-то монохромное, внешне спокойное, но с нарастающей внутренней тревогой. И я, похоже, уже знаю, что это за книга.

Есть ли у тебя девиз или жизненное кредо?

Такого девиза, чтобы прямо основной и единственный и на всю жизнь - нет, но в последнее время часто звучит в голове фраза «если не знаешь, что делать - делай, что знаешь». Переводится как «если ты не способен повлиять на всю несправедливость мира, занимайся тем, что ты можешь делать и делай это хорошо». Или как «если ты не уверен, что ты хороший художник, лучше делать задуманное, как можешь, чем рефлексировать и тратить время». А теперь два последних предложения надо распечатать и повесить над рабочим столом как постоянное руководство к действию. И про наброски с натуры тоже.

behance.net/AnnaRosliakova

Share
Наверх