Саша Беляев

Москва, Россия.

3 художника:

Пикассо

Эгон Шиле

Малевич

Здравствуй, Саша! Предлагаю начать с рассказа о себе: сколько тебе лет, откуда ты родом, где учишься. 

Мне 21 год, родился в Калуге. Там  я закончил школу, отучился несколько лет в местной художке и приехал учиться в Москву. Сейчас я студент третьего курса Московского Государственного Университета Печати. 

3 фильма:

Паоло Соррентино «Молодость»

Леонард Абрахамсон «Фрэнк»

Уэс Андерсон «Бесподобный мистер Фокс»

 

А что послужило отправной точкой для твоего творчества? Ты с детства хотел быть тем, кем ты сейчас являешься? 

В детстве я мечтал стать  и летчиком, и индейцем, а потом, даже и водителем троллейбуса. Так что видимо нет. А если серьезно, то я много рисовал, очень любил это занятие, поэтому мои чуткие родители и заставили меня пойти в художественную школу. И как-то так повелось, что все у нас знали, что я буду учиться в художественном университете и стану художником. На самом деле поиск себя это трудное дело, всегда одолевает куча сомнений, часто не хватает решительности. Насчет отправной точки даже не знаю… Либо это вообще  тот первый раз, когда я взял карандаш в детстве, либо учеба на первом курсе, потому что она значительно перевернула  мои представления о многих вещах, об иллюстрации в частности.

Значит иллюстрацией ты заинтересовался уже будучи студентом?

Моё знакомство с иллюстрацией состоялось во время подготовки к вступительным испытаниям в универститет. Но конечно, это было гораздо менее интересно, чем то, что мы делаем сейчас.

А как насчёт определенного стиля? Можешь ли ты сказать, что уже сейчас пришёл к своему стилю? Если да, то, как бы его охарактеризовал?

Было бы опрометчиво  сейчас заявлять о каком-то своем стиле. Сейчас я  только в самом начале пути, поэтому мне очень лестно, что вы захотели взять у меня интервью! А пока я нахожусь в поиске, пробую разные техники и приемы. С какими-то техниками нас знакомят в университете, что-то  уже додумываешь сам. В общем, сейчас время, когда необходимо экспериментировать! Молодость и отвага.

 

3 песни:

Rancid – Indestructible

Ramones – Blitzkrieg Bop

Nirvana – Lithium

3 книги:

Хемингуэй «Прощай, оружие»

Фрейд «Введение в психоанализ»

Гессе «Степной волк»

Выходит это твоё первое интервью?

Да.

Здорово! Тогда продолжим! Есть ли кто-то или что-то, что оказало влияние на твоё творчество?

Да. Множество факторов оказывают то или иное влияние на мое творчество. Например, один преподаватель познакомил нас с польской графикой. Это было что-то потрясающее. Помню, как мы рассматривали горы книжек, которые он принес. Благодаря этому человеку мне довелось самому попасть в Варшаву, где проходила наша студенческая выставка. Оттуда я привез килограмм отменных книг и журналов.

А если всё-таки говорить о личностях, кто тебя вдохновляет из художников, иллюстраторов, фотографов?

Их очень много. Пикассо, Модильяни, группа немецких экспрессионистов «Мост», Малевич, Эль Лисицкий, Ювеналий Коровин, Изабель Арсено, Марта Игенска, почти все дадаисты,  Родченко, Ман Рэй, абстракции Арнольда Ньюмана... 

Впечатляющий список!  А как обычно приходят к тебе идеи?

Что касается идей, то они приходят спонтанно. То есть, трудно сесть, например, в 9 часов утра и выдавливать что-то из себя. Но, в то же время, мне не нравится в целом концепция «вдохновения». Я считаю, что нужно просто воспитывать в себе трудолюбие и какое-то особое восприятие мира, постоянно совершенствоваться и стремиться к лучшему. Пока что приходится довольствоваться своими порывами, и днями не вылезать из тупика в ожидании следующего рывка.

Твои идеальные условия работы? Где ты обычно рисуешь?

Я живу в общежитии, и как ни странно мне там довольно комфортно работается. Хорошо, что соседи понимающие и не удивляются горам бумаги, картона, карандашным ошметкам, опилкам, краскам и многим другим интересным вещам. Особенно хорошо идет дело, когда, кто-то рядом тоже трудится. Например, мой сосед — программист. Он частенько «кодит» по ночам, и получается, что мы параллельно трудимся каждый над своим проектом, и, я вам скажу, это очень продуктивное время. Бывает, что мы вместе что-то рисуем с моей девушкой (она, кстати, прекрасный иллюстратор). У нас не было каких- то совместных проектов, но когда рядом кто-то усердно работает — это сильно подстегивает. И, кстати, к вопросу о влиянии на мое творчество — Евгения Страхова, её зовут, очень влияет.

А какие инструменты ты используешь для работы? Какая любимая техника, материал?

Как я уже говорил, сейчас — поиск. У меня есть иллюстрации в технике ксилография(когда штихелем вырезаешь рисунок на доске и с доски печатаешь). Мне это очень нравится, процесс резьбы как-то успокаивает, делаешь дело, а мысли где-то там... Есть картинки, сделанные с помощью цветных карандашей и бумаги, есть проекты из цветной бумаги, что-то рисуется карандашом, сканируется и доделывается в фотошопе, что-то рисуется сразу в фотошопе.  Сейчас я даже использовал мусорный пакет для одной иллюстрации, но этот прием не подходит для этой книжки, пришлось отказаться. Все это очень интересно. Мне нравится эффект наклеенной мятой цветной бумаги или кальки, очень здорово, когда видны рваные края, какие то помятости. Выглядит живо, приятная фактура получается. 

Расскажи нам про эту иллюстрацию.

Эта иллюстрация сделана в фотошопе с помощью графического планшета. Ни на заказ, ни проект в университете. Просто под действием какого-то порыва сел рисовать. Я уже точно не помню, чем я занимался в тот момент, но нужно было отвлечься, выплеснуть накопившееся за день, а может и больше. В итоге получилось несколько иллюстраций, они для многих покажутся странными, я думаю. Вот это одна из них. Если честно, было бы интересно показать её хорошему психоаналитику. Она, как мне кажется, как бы приоткрывает дверь в недры моего бессознательного. В общем, получился такой спонтанный выплеск эмоций. Даже интересно, какие ассоциации она у вас вызвала.

Да, при просмотре твоих работ я и правда заострила внимание именно на ней. Для меня в ней есть всё и ничего одновременно: что-то трогательное, доступное только тебе, а, с другой стороны, глобальное, затрагивающее всех. Своего рода минимализм с глубоким посылом. Думаю да, такой иллюстрацией можно исследовать человеческий разум. Правда, очень многогранная иллюстрация! Спасибо тебе!

Очень приятно. Спасибо огромное!

Давай поговорим теперь конкретно о работе. Помнишь ли ты, когда и как получил свой первый заказ?

Первый заказ — это, наверное, логотип для одного знакомого, который занимался благотворительной деятельностью. А нет! Отрисовывал как-то несколько картинок в фотошопе для непонятного проекта, тоже одного знакомого.

Хорошо. Расскажи тогда о проекте своей мечты?

Часто ловлю себя на мысли, что хочу принять участие в создании мультфильма. Может рисовать персонажей, может фоны. Не знаю, но, возможно, это и есть проект мечты. Воплотить те композиционные знания и умения как иллюстратора в сфере мультипликации.

О да! Когда-то и у меня была детская мечта рисовать мультфильмы. Это же так здорово и увлекательно! Желаю удачи! А как насчёт проектов, в которых тебе хотелось бы поработать, с какими компаниями или авторами?

Хотелось бы уже посотрудничать с издательствами. Вот уже, вроде, кое-что намечается.

Есть ли у тебя определенный уровень, которого хочется достигнуть?

Нет предела совершенству. Развиваться нужно постоянно!

Какие события, эмоции дают большой толчок к творчеству?

Чаще бывает так, что, находясь в подавленном настроении, получается делать лучшие работы. Как будто включается режим творчества. Когда всё прекрасно, хочется просто наслаждаться этим. Из событий — сессия дает необычайный толчок. Тут и подавленное настроение сразу.

А музыка? Помогает ли тебе в творчестве музыка? Ведь, как известно, она даёт сильный эмоциональный толчок. Какой музыке ты отдаешь предпочтение?

Я раньше был большим поклонником панк рока, сейчас больше нравится джаз, классика.  У музыки многому можно поучиться. Это же абстракция в чистом виде. Да музыка волшебна. Она может погружать в необычайные состояния. И она такая разная. Ну и мне, как художнику книги, важно обратить внимание на развитие в произведении. Как одна тема перетекает в другую, но остается единым целым.

Есть ли у тебя какие-нибудь другие увлечения, необычные умения? Влияют ли они на увлечение иллюстрацией?

Иногда я занимаюсь спортом. Спортсмен из меня так себе, но зато пару раз рисовал качков, баскетболистов, бойцов. Раньше в группе играл на бас гитаре, музыкант из меня тоже не очень. Их необычных - знаю азбуку морзе. 

А что не умеешь, но хотел бы изучить?

Много чего не умею, хотелось бы изучить все по максимуму. От умения садиться на шпагат до знания какой-нибудь латыни. И на волынке играть научиться хочу.

С большим удовольствием посмотрела многие твои иллюстрации, и меня заинтересовало их создание. Расскажи, как ты строишь процесс работы? Много тратишь времени на создание иллюстрации? Сталкиваешься с какими-нибудь  сложностями в работе?

Если мы говорим о книжной иллюстрации, то все начинается с раскадровок маленького формата. Они нужны, чтобы определиться с общим движением, с ритмами в книге и с развитием в целом, от разворота к развороту, чтобы получилась цельная графическая история. Дальше делаются эскизы в формат, с решением деталей, проработкой персонажей. На заключительном этапе необходимо получить оригиналы, которые должны быть не хуже эскизов, чего мне бывает тяжеловато добиться. Это самая трудная для меня часть — из эскизов сделать достойный оригинал. Всегда получается так, что в эскизах больше жизни и выразительности, чем в итоговой картинке. Борюсь с этим.В эскизах чувствуешь себя свободнее. Раскадровки и эскизы — процесс быстрый, динамичный. Большая часть времени у меня уходит на создание оригиналов. Нужно чтобы прошло некоторое время, прежде чем приступить к их созданию. Надо как бы настроиться на сосредоточенную вдумчивую работу. Если будем говорить об отдельных иллюстрациях, то тут все гораздо проще и быстрее. Часто я просто начинаю рисовать их в фотошопе, без какой-либо предварительной подготовки.

Расскажи, какая из твоих работ особенно любима и дорога тебе? Почему? Можешь показать?

Я бы не сказал, что у меня есть любимая работа. Но могу выделить пару иллюстраций к произведению Славомира Мрожека  «Эмигранты». Мне они более менее приятны. 

Есть ли желание  поработать в совершенно других техниках?

Во всех! Кроме офорта. Мне он не понравился, к сожалению.

Над чем работаешь сейчас?

Сейчас делаю книжку для детей по стихам Игоря Жукова. 

Какие планы на будущее?

Сотрудничество с издательствами.

Какой главный совет можешь дать начинающим иллюстраторам?

Ничего не бояться и пробовать!

 Согласен ли ты с тем, что самое сложное — это поверить в себя и начать?

Нет, когда ты начинаешь что-то новое, от тебя никто не ждет каких-то потрясающих успехов, и  что бы ты ни  сделал, кажется круто, ведь ты мало на что рассчитываешь. Самое трудное - определить действительно ли это — дело твоей жизни. 

Каково твоё нынешнее состояние как художника?

Как я уже говорил, мое состояние сейчас — это поиск. Тем не менее, в данный момент я, как никогда, начинаю осознавать себя как иллюстратора. Я вполне могу представить, к чему мне необходимо стремиться, в каком направлении двигаться.

Твоё отношение к современному искусству? Что, на твой взгляд, не хватает дизайну?

Смотря, что вы имеете в виду под современным искусством. Как минимум я нахожу его  интересным. Если произведение как-то впечатляет, значит, оно уже получилось. Я не обрушиваюсь с дикой критикой на абстрактные и экспрессивные вещи. Мне они даже нравятся. Трудно говорить о таких общих темах. Само по себе искусство, и современное, оно может быть и хорошим и плохим, зависит от художника, от вкуса зрителей. Дизайн же постоянно развивается, появляются какие-то новые тенденции. Я бы сказал, что не хватает тех самых заказчиков, которые разбираются в дизайне.

Чем тебя цепляет именно иллюстрация?

В иллюстрации интересна связь между самой картинкой и текстом, если говорить о книжной иллюстрации. Нужно почувствовать автора, и ему соответствовать. 

Может, существует какой-то главный  посыл, который ты хотел бы  донести до зрителя в своих иллюстрациях?

Какого-то особого посыла, который  лейтмотивом проходит через мое творчество, наверное, нет. Или пока что просто рано об этом говорить. 

Что для тебя важнее: форма или содержание?

Надо искать гармонию или компромисс.

Последнее, что заставило тебя смеяться?

 Мой сосед КВНщик. Мне уже давно не смешно...

Самое странное место, где приходилось побывать?

Переславль Залесский и Иркутск. Даже не могу определить какое из них для меня  «страннее». Тут всё просто — в этих городах я проходил службу в армии. Армия же это совершенно особая «страна чудес». Довольно странно, на самом деле, по пол года находиться в этих городах и так и не получить возможности их осмотреть, погулять по улицам. Тем более, кто бы мог подумать, что меня занесет в такую даль, как Иркутск. Там же Байкал меньше чем в 100 километрах. Жаль, что не получилось его увидеть. Переславль-Залесский — город с огромным количеством церквей, в котором нет даже кинотеатра. По-моему, странно.

Какой самый важный совет тебе давали?

Екатерина Андреевна Силина была моим преподавателем иллюстрации на первом курсе, и она как-то говорила о том, что мы — художники 21 века и нам необходимо делать какие-то невероятные вещи, чтобы запомниться и чего-то добиться. Это придало мне смелости, избавило от скованности.

Что для тебя гармония? Чувствуешь ли ты себя на своём месте? 

Гармония — когда все прекрасные части складываются в одно потрясающее целое.  Сложный вопрос, я сам еще не до конца понял, но мне нравится то, чем я занимаюсь.

Как ты борешься с сомнениями, справляешься с разочарованиями? Бывают ли у тебя вообще такие ситуации?

Конечно, бывают. Разочарования пережить не трудно, я и не помню когда был сильно разочарован в чем-то. А вот сомнения терзают часто. Когда совсем невыносимо, нужно просто начать что-то делать и в процессе они развеиваются.

Последний вопрос, есть ли у тебя жизненный принцип, который ты никогда не сможешь переступить?

После краткого изучения теории бессознательного Фрейда и механизмов работы психики — главное не врать себе! Спасибо!

Увидеть больше:

Behance

VK

Книга "Я не пойму", автор Игорь Жуков

 

Share
Наверх