Лилия Ковган

Санкт Петербург, Россия.
See more
{dich}Я не задавалась целью стать художником, иллюстратором. Просто испытывала постоянную потребность рисовать. Причем реальные объекты в виде цветов, горшков и домиков меня не интересовали. В детстве героями моих картинок были ведьмы, горящие на костре, а чуть позже я перешла на что-то очень странное — так говорили мои родители. Потом, я узнала, что это — сюрреализм, пропитанный символизмом и чем-то еще. {/dich}
Лилия, расскажи, пожалуйста, немного о себе. Как ты пришла к визуальному искусству? Имеешь ли художественное образование?

Мне 28 лет. И почти все это время я рисую, т.е. рисую давно, с раннего детства, наверно, как и все). Я не задавалась целью стать художником, иллюстратором. Просто испытывала постоянную потребность рисовать. Причем реальные объекты в виде цветов, горшков и домиков меня не интересовали. В детстве героями моих картинок были ведьмы, горящие на костре, а чуть позже я перешла на что-то очень странное — так говорили мои родители. Потом, я узнала, что это — сюрреализм, пропитанный символизмом и чем-то еще. Я не ходила в художку, в мастерские заниматься живописью. Варилась в своем соку, не интересуясь тем, что происходит в мире изобразительного искусства. Но мне повезло и я поступила в колледж искусств, не зная, что такое линия горизонта и гипсовая розетка. Потом училась в академии на станковой графике. Поучившись там некоторое время, решила покинуть это место из-за внутреннего диссонанса.

С чем был связан этот диссонанс? Система обучения не соответствовала твоему видению графики? Судя по твоим работам, из изобразительного искусства тебе ближе всего именно графика, а не живопись. С чем это связано?

Мои представления об учебе в академии не соответствовали в итоге действительности. Дело не в системе образования, а в моих личных ощущениях. Я не почувствовала там той творческой, горячей атмосферы, в которой хотела оказаться. Еще меня преследовала странная мысль о потере личного пространства, без которого не могу по-настоящему работать. Но я многому там научилась, что повлияло на мой уровень, спасибо за это. Одновременно быть асом и в живописи, и графике я пока не способна. Но живопись никуда не убежит... Когда буду старой, богатой и у меня будет много свободного времени - обязательно посвящу его живописи! Живопись — это святое. В ней нельзя ошибиться ни одним мазком, ни одним оттенком. Графика больше прощает. Сейчас многие пишут что-то, не понятно что... и не понятно зачем... Меня это смущает. Нельзя так делать.

Есть ли какие-то любимые мотивы, которые ты любишь воспроизводить? И где ты черпаешь вдохновение для своей работы?

Раньше мое творческое пространство со всеми его идеями, техникой и образами было намного уже. Еще три года назад почти все что делала, теперь мне кажется сладко-меланхоличным и с неоправданной экспрессией. Сейчас мне неинтересно ходить по знакомым тропам и я чувствую большую ответственность за каждый элемент нарисованного. И с каждым годом это творческое пространство расширяется. Количество интересующих тем растет. Еще очень важной становится задача — не повторяться. Я принципиально не стремлюсь работать в одном стиле. Это скучно. Поэтому, трудно говорить о любимых мотивах, что-то выделить. Вдохновляюсь кино, историями, снами, переживаниями, неожиданными ракурсами вещей. Музыка тоже вносит немалый вклад в процесс.

«Меланхолия»

«Идиоты»

«Мастер»

«Одинокий мужчина»

Можешь рассказать подробнее о своих любимых книгах, музыке и фильмах? 

Я так много всего люблю... Из фильмов сразу могу выделить такие работы Триера, как «Меланхолия» и «Идиоты». «Мастер» и «Нефть» Андерсона. Тема аутсайдеров в кино особенно дорога и вкусна!.. Часто слушаю Doors, Nirvana, 16 Horsepower и таких композиторов, как  Philip Glass и Abel Korzeniowski. С последним я познакомилась через еще один из любимых фильмов — «Одинокий мужчина». Читаю только странных зануд, таких, как Кафка например, Вирджиния Вулф и Камю.

Можешь описать, как зарождается замысел той или иной картины? И есть ли у тебя какая-то любимая часть творческого процесса?

Интереснее всего рассказать, наверно, о серии работ «Снаружи». Она как раз аутсайдерская. И зародилась не как картинка, а как движение человека в определенной среде. Но первым толчком, конечно, было желание рассказать историю человека-аутсайдера. Не просто аутсайдера, а социофоба. Я разделила его историю на три части. Она как приступ со всеми его фазами. В первой части раненный своей неудачной попыткой адаптироваться в социуме, человек убегает из дома, где все произошло. Во второй части он лежит и переживает о случившемся. Тяжелые мысли в виде ярких пятен, которые в первой части являлись его раной, пестрят над головой. В третьей части человек принимает решение и сжигает дом. И теперь вся его боль, раны и переживания соединились в одном огромном пятне огня и дыма. Так он избавляется от своих страданий и окончательно решает, что не будет больше искать отношений с людьми. Я планирую сделать анимационный фильм на базе этой серии. Абсолютно не знаю как и когда, но сделаю обязательно, даже если на его создание понадобятся годы. Самая любимая часть процесса — когда ты уже полностью уверен в том, чего хочешь, когда картинка склеивается уже сама по себе.  В начале много неопределенности, дурацкой импровизации. А когда ты на середине и уже уверен в выборе тех или иных средств - работа превращается в сплошное удовольствие. На финише труднее всего, как в беге... Думаю, многие тут со мной согласятся.

«Снаружи»

С каким жанром тебе больше всего нравится работать?

Если честно, не знаю, к какому жанру отнести то, что делаю. Можно всё это собрать в натюрморт из переживаний и любви к красивым картинкам под соусом неопределенности.

А какие материалы и инструменты ты используешь в ходе работы?

Все делаю руками. Никаких графических программ!.. Хотя знаю, что рано или поздно я умру без них от голода. Использую все, что лежит и стоит на моем столе. Обычно сочетаю разные материалы: от акварели до маркеров и карандашей. Очень сильно затачиваю карандаши кстати. Делаю это каждые 10 минут. Нет ничего страшнее тупого карандаша. Почти все мои работы выполнены в смешанной технике с применением очень острых карандашей.

Тогда вот такой следующий вопрос: что для тебя важнее — сам процесс творчества или конечный результат?

Мне всегда нужен только результат. Без результата нет смысла в процессе, если он ни к чему не привел.  Бывает, ты задумаешь что-то и делаешь, не поднимая головы днями напролет. Потом смотришь и понимаешь, что ничего не получилось. Лучше бы прогулялся, или полежал на диване вместо этих мучений. Хотя многим художникам не лень спасать свои работы, вытягивать их всякими методами. Я считаю, что если ничего не вышло — лучше сразу выкинуть.

Твоя графика мне напоминает Обри Бёрдслея, хотя и в более сюрреалистичном варианте, а живопись — экспрессионизм Эмиля Нольде, как ни странно. А каких мастеров прошлого ты можешь назвать в качестве своих «учителей"? И какое стилевое течение тебе больше импонирует?

Никак не могу ассоциировать себя с Бёрдслеем. А живописи у меня почти нет... Не написала еще ничего настоящего, что можно было бы смело назвать живописью. Если руки в старости не будут дрожать — попытаюсь сделать что-нибудь стоящее.Учителей у меня много. Учусь у Врубеля, Серова. Они не только крутые живописцы, но и графики. Снимаю шляпу перед творчеством Эндрю Уайета, Хоппера, Тулуз-Лотрека. Восхищаюсь талантом немецкого графика Янссена Хорста и многими другими, кто вдохновил и разозлил. Именно злость побуждает к действиям. Не верю в добрые и милые отношения с печеньками между художниками. Они только и делают, что злят друг друга. Так и рождается все самое лучшее... На почве злости и «кто кого». Может поэтому я не могу терпеть тыканья чужой кисти в свою палитру, работая в коллективе. Художник художнику волк.   Очень хочется еще сказать о современных прекрасных иллюстраторах, у которых я тоже учусь. Вот некоторые из них: Ivana Arandjelovic, Daniela Tieni, Sterling Clinton Hundley, Janna Klävers, Jenny Wildfang, David Lupton. Не буду больше утомлять именами: широкий ряд любимых художников могу выделить из таких течений, как прерафаэлизм, символизм, постимпрессионизм и экспрессионизм конечно.

А к какому стилю ты отнесла бы свои работы?

Тут не все так просто... Потому что смотрю на свои работы через призму всего, что они впитали. Эта призма делает их вневременными, лишает любого каркаса, связанного с формулировками. Это как ситуация, когда психически нездоровый человек не осознает своей болезни. Или алкоголик говорит, что он не алкоголик. Вот и я смотрю на них и не вижу в контексте того или иного стиля. Может кто-нибудь когда-нибудь объяснит мне, что я делаю. Буду признательна. Главное, чтобы меня ни с кем не сравнивали. Любое сравнение любого человека с кем-то или с чем-то почему-то немного болезненно.

Как относишься к постмодернизму?

К постмодернизму равнодушна. Не могу его как-то предметно прокомментировать.

Лилия, спасибо за беседу. Вот последний вопрос. Ты хочешь снять свой мультфильм — это очень интересно. А есть ли в планах открытие собственной выставки, например? Экспонировались ли уже твои работы?

Лирическое вступление: есть талантливейшие музыканты, которые не могут играть на публике — только наедине с собой. Конечно, мы их не знаем, и не узнаем. Сейчас я не выставляюсь. Мне сложно этим заниматься раздражают многие моменты, организационные и коммерческие, и не только... Звучит странно, да.., ведь каждый художник рад новым выставкам. Без выставок его расценивают как неудачника или дилетанта. Без выставок у него нет имени. Когда мои дела пойдут совсем плохо — выставлюсь, возможно. Или выставлюсь, когда все будет как никогда прекрасно! Куплю много шампанского, омаров, сделаю пригласительные и буклеты со своими работами. И не стану утруждать кого-то что-то сказать, как-то все это прокомментировать. Всё будет как праздник, без пафоса и лести — ура!

Увидеть больше: 

http://www.lilya-kouhan

 

 

Share
Наверх