Нина Стадник

Москва,Россия
Привет, Нина! Обратимся к истокам: как так вышло, что ты и иллюстрация стали идти бок о бок?

Привет. Ну я бы не сказала, что мы с иллюстрацией идем бок о бок. Я иду впереди, а иллюстрация где-то плетется позади меня. Но, если вы зададите тот же самый вопрос Иллюстрации, то она, наверное, скажет, что это я плетусь позади нее. Это долгая история, но я рада, что сейчас я пришла туда, куда я пришла. Точнее, я все еще иду туда, и иллюстрация идет со мной.

Есть ли обозримая цель, определенный уровень, которого хочется достигнуть, или это просто процесс ради процесса, который ведет в неизвестность?

Стараюсь ничего не планировать дальше, чем на 3 дня. Но мне нравится быть в деле, и я много тружусь. И много мечтаю, когда иду по улице или еду в метро. Но я так поняла, что с мечтами нужно не стесняться и загадывать большой торт, а то, если будешь долго думать яблоко тебе взять или огурец, то судьба может преподнести тебе кабачок, подумав, что это как раз нечто среднее между огурцом и яблоком.

Одна из твоих работ называется «Календарь выдуманных праздников», что наводит на вопрос: у тебя тоже каждый день – праздник? И в целом, какие эмоции дают больший толчок к творчеству: положительные, отрицательные или баланс плюсов и минусов - идеальное сочетание?

Новый опыт — это самая лучшая вещь. Всегда приятно, когда кто-то готов помыть твои кисточки, пока ты занимаешься искусством или танцуешь на празднике, но стоит иногда и самому помыть свои кисточки. А высший пилотаж в этом смысле — взять и помыть кисточки за другого человека. Я в 16 была так влюблена, что все тетради в клеточку были изрисованы, я влюблена сейчас и теперь Фейсбук и Биханс переполнены, надеюсь, в 100 лет я тоже буду влюблена, и буду рисовать в космосе, и инопланетяне будут ставить мне лайки. Под словом «влюблена» я имею в виду, что в моем рюкзаке много всяких эмоций. В детстве я один раз ударила человека ракеткой от бадминтона. Но в последнее время, как только наступает желание ударить ракеткой кого-то — сажусь за стол. Да уже и не помню, когда оно наступало в последний раз, может, я просто в бадминтон не играю больше…

А если говорить о твоем дипломном проекте, который был посвящен людской идеальности и неидеальности, то выбранная тематика – насмешка над иллюзорной идеальностью или горесть о том, что человек неидеален и никогда даже не прикоснется к понятию идеальности?

Хм, я так глубоко не копала, если честно. Стараюсь держаться подальше от философии. Вот в 17 лет я любила поумничать, жаль, тогда у меня никто не хотел интервью брать, поэтому приходилось вести философские беседы с даже не буду рассказывать какими «идеальными» ребятами. Зато теперь я могу делать разные «дипломы» и таким образом общаться с людьми.

Как вообще происходит твое общение с так называемой публикой?

Недавно мне начали писать незнакомые люди, что им нравится то, что я делаю. Мне очень приятно и очень непонятно. Я всем отвечаю. Но меня пока не узнают на улицах и не подбрасывают, как футболиста, который забил гол. Поэтому пока рано говорить о серьезном общении, вообще с общением у меня не все гладко, мои шутки некоторых отпугивают, но я стараюсь не останавливаться на полпути.

Как часть команды «Tipatzeha», расскажи, пожалуйста, как происходит общение между вами? Сложно ли прийти к общему решению, например?

Я всегда думала, что я не создана для сотрудничества. Я привыкла считать себя индейцем или бродячей цыганкой, но, как оказалось, даже цыгане могут сотрудничать, если встречают на своем пути по-настоящему интересных братишек. На сегодняшний день Типацеха — это самый важный для меня проект. Общение между нами происходит постоянно, мы очень ценим то, что с нами произошло, и делаем все, чтобы еще что-то происходило. Будем, кстати, 23 октября в 15:00 читать первую в нашей жизни лекцию на фестивале книжной иллюстрации Морс. Прийти к общему решению иногда получается за одну секунду, а иногда за 15 минут, вообще у нас неплохая скорость в целом. Мы быстрые пташки. Хотя кто-то из нас, конечно, цыган. Вообще-то стараюсь не вешать ярлыки на людей, но не могу избавиться от школьной привычки давать всем клички.

Лекция – дело серьезное (или не очень?), ведь помимо общения через иллюстрацию появляется еще и словесное общение. Есть что-то главное, что всегда хотелось сказать зрителю, посредством рисунка или в словесной форме?

Мне подруга недавно пересказывала какой-то фильм (приходится просить людей пересказывать, так как сама я мало чего смотрю), там герои говорили, что все в жизни делается ради «главного». Ты учишься ради «главного», трудишься ради «главного», и женишься тоже ради «главного». В общем, все ради«главного». Но я, если честно, без понятия, что это за «главное». Поэтому зрителю я тоже расскажу про второстепенное, а в главном пусть уж сам роет. В таких вещах каждый сам за себя. Лекция — дело серьезное. Человек едет в метро, смотрит по карте, как пройти, идет, приходит на лекцию, а там ему рассказывают какую-то фигню, и он думает — блин, зачем я пришел на лекцию, лучше б сразу домой после работы поехал. И вообще, обычно лекцию читают люди очень разбирающиеся в чем-то конкретном. Если вы хотите услышать что-то конкретное и увидеть очень серьезных лекторов, то лучше вам не ходить на нашу лекцию. Как я уже сказала, это будет наш первый опыт, поэтому я сама не знаю, что там будет. Но, думаю, мы расскажем о своем проекте, потому что нам кажется, что мы уже готовы кое-что рассказать, показать и даже посоветовать людям.

Ага, смотришь мало чего, значит, кино не входит в сферу твоих интересов. Тогда возникает вопрос: есть ли у тебя еще какие-либо увлечения-развлечения? Влияют ли они как-то на увлечение иллюстрацией?

Нет, ну я смотрю, просто не каждый вечер, а раз в год. Мне нравятся мультики Миядзаки, принцесса Мононоке, например. Хотя, если разобраться, то мне и эстетика не близка, и смысл меня отпугивает, но есть в этом что-то манящее и гипнотическое, что заставляет это полюбить. Я люблю фильм «Вам и не снилось». Как в 8 лет первый раз его посмотрела, так с тех пор и люблю. Одна из любимых книг, которые я прочитала за последние годы — «Просто Дети» Патти Смит. Вечно обещаю себе не покупать больше книг, потому что их негде хранить, но вчера, например, купила себе книжку Туве Янссон «Кто утешит Кнютта?». Я могу долго перечислять свои интересы, но на иллюстрацию влияют не они. На иллюстрацию влияет то, что я 2 года училась у крутых людей, и то, что я «такой человек». Ну и еще, я думаю, очень сильно влияет то, что я интересуюсь народом. В том смысле, что я все время делаю какие-то заметочки и тонны набросков, все это истории про людей. Ну и про меня, конечно, я же тоже человек.

В завершение, хочется узнать: и всё-таки Кит Харинг –  застенчивый очкарик или гений поп-арта?

Он — гений. А застенчивый очкарик — это я, хоть я и не ношу очки. 

Share
Наверх