Кристина Колесникова

Москва

Кристина Колесникова – дизайнер, иллюстратор, автор собственных книг, перформансист и участник объединения иллюстраторов «Tipatzeha»  - дала свое первое интервью журналу «Икона».

 

Индивидуальное творчество

Кристина, это твое первое интервью. Хочешь сразу рассказать что-то базовое о себе, познакомиться с читателем?

Я художник.

Отлично, обсудим это подробнее. Насколько я понимаю, ты родилась в  Якутске, училась во множестве разных творческих школ и институтов – и там, и в Москве. Какое образование оказало на тебя наибольшее влияние?

Я живу в Москве последние 9 лет, и, конечно, это повлияло на меня. Но творчески самое важное для меня время – это детство, которое я провела в Якутске. Наибольшее влияние оказала на меня Московская Международная Киношкола, я там училась на сценарном отделении в 10 и 11 классе. Но в киношколе есть возможность попробовать все, и это был очень ценный опыт. 

Судя по профилю Вконтакте, ты училась в литературном институте им. Горького. Литературное образование помогает чувствовать текст, когда ты оформляешь свои книги, комиксы и т. д.?

У нас с литературой необычные отношения. Многие думают, что с таким бэкграундом я могу запросто сесть и написать книгу, а потом ее проиллюстрировать. Но на самом деле это совсем не так, я фанат бессюжетной литературы, собственно, такие тексты я и пишу. И только в последние 2 года, обучаясь в Британской школе дизайна, я поняла, что искусство волей-неволей всегда требует сюжета, четкого повествования. И я до сих пор стараюсь научиться этому.

Как шла по пути создания своего стиля? Что в основе – подражание детской манере? Фантазия? Легкость? Нарочитая простота?

Не могу сказать, что я создавала свой стиль, скорее, я иду туда, куда он меня ведет. Мне очень близко направление art brut, в переводе с французского «грубое искусство». Искусство, которое не зависит от культурного контекста, спонтанное и интуитивное. Конечно, я уже внутри культуры, внутри цивилизации, невозможно от нее сбежать, но я чувствую, что когда я творю – я вне цивилизации, и я люблю это чувство.

Ты выпускаешь свои собственные книги. Как разрабатывается концепция авторской книги?

Перед тем как взяться за работу я собираю идеи, референсы, смотрю фильмы и книги для вдохновения. Когда у меня появляется несколько замыслов, я пристаю к близким: они обычно критикуют мои идеи, я что-нибудь меняю, они снова критикуют. Когда этот этап заканчивается, приступаю к реализации. Но и в это время работа над замыслом продолжается, идея сталкивается с материалом, и становится понятно, жизнеспособна ли она. Часто приходится возвращаться в начало и что-то менять.

Как тебе кажется, оформление книг – это скорее работа художественная или дизайнерская?

Мне кажется, первое не исключает второе, дизайнер – это в первую очередь художник.

У тебя также есть много авторских комиксов. Для кого предназначены комиксы? Почему ты выбираешь такую форму выражения?

Да, мне интересен жанр комикса. Однажды я пыталась сделать комикс для детей, но он получился взрослым, и я поняла, какой комикс мне интересен. В этом жанре мне интересен не экшн, а возможность передать свои мысли. Это такой философский комикс, в стиле французского кино 60-х годов. 

Есть ли объединяющая смысловая концепция в творчестве? В твоих работах  («Три психологических эксперимента», «Книга о тебе, найди себя») часто всплывает тема личностных ощущений, восприятия. Почему именно эти темы тебя так интересуют? Какова основная цель создания таких книг?

Да, ты очень верно подметила. Действительно, мне очень важно, чтобы книга как-то взаимодействовала с читателем, а не была отдельным, пусть и крутым объектом. Мне, как зрителю, важно, когда произведение искусства устанавливает со мной подобный контакт – поэтому, как художник, я хочу добиться этого же ощущения от зрителя. Мой последний проект в Британке ближе всего к этой концепции: это книга-ящик, в которой 50 открыток с подписями. Мне хотелось, чтобы книга стала объектом, с которым читатель мог бы взаимодействовать, и на это работают тактильные ощущения: открывание конверта, перелистывание и т.д.

                Здесь можно увидеть часть открыток и прочесть тексты: hidden-history.tumblr.com

                Эта тема для меня не закрыта, я и дальше хочу экспериментировать с восприятием зрителя.      

У тебя есть оммажи на работы Яна Леницы. Это самый повлиявший на тебя художник‑график?

Ян Леница – очень близкий мне художник, но не думаю, что самый повлиявший. Всё в современном мире на меня влияет: реклама, дизайн, интернет, сериалы, но узнать, что именно, как и насколько повлияло невозможно. Другое дело, что есть художники, которых я люблю, и которых с удовольствием смотрю. Это Olaf Haiek, Betsy Walton, It's Raining Elephants, Sophie Lecuyer, William Kentridge. Еще подробней на этот вопрос может ответить мой pinterest: pinterest.com/kkolesnikov1720

Работаешь ли над иллюстрированием чужих книг, книг на заказ? Или есть в планах заняться?

Да, сейчас я работаю над иллюстрациями для одной поэтической книги. Автор параллельно работает над текстами. Детали пока в секрете, но, уверена, получится интересно.

Есть ли планы поработать в кардинально других техниках, тонах, красках?

В последнее время у меня был ряд проектов, в которых велась тяжелая работа над концепцией, и сейчас я мечтаю о проекте, в котором можно было бы уделить больше внимания форме, отдаться работе с материалом. Если все получится, то это будет серия картин маслом или акрилом. 

В каком месте нравится создавать проекты, где получается сосредоточиться?

Все любимые проекты я рисовала лежа-сидя на полу у себя дома. Теперь у меня есть собака, которая крадет карандаши и ластики с пола, и я учусь работать за столом, это трудно.

              

Что-нибудь  при этом тебе помогает, например, музыка?

Да, я захожу на stereomood.com и выбираю настроение sad или calm– это всегда помогает мне сосредоточиться. Если выбирать жанр, то это лаунж и инди-музыка.

Есть ли книга, которую ты хотела бы порекомендовать в помощь иллюстраторам? Может быть, не специальная литература, а художественная?

Я советую всем творческим людям прочесть «Путь художника» Джулии Кэмерон и «Кради как художник» Остина Клеона.  А из художественной литературы «Пену дней» Бориса Виана.

В команде

Ты состоишь в Творческом объединении «Tipatzeha». Расскажи, как появилось желание объединить усилия с другими авторами?

Я думаю, что любому творческому человеку необходим диалог, особенно с людьми, которые в творческом плане говорят с тобой на одном языке. Так получилось, что мы нашли друг друга и нам интересно делать что-то вместе, мы спонтанно объединились. 

В чем  для тебя оказалось необходимость такого объединения?

У меня есть кое-какой опыт личных и совместных проектов. Завершая какой-то проект ты всегда чувствуешь счастье, но, завершая что-то в команде, ты чувствуешь, насколько вы все дополняете друг друга, ты – часть чего-то большего. Это настолько волшебно, что вызывает зависимость.

Каков принцип вашей работы? Все ли работы делаете совместно? Или есть индивидуальные проекты, которые вы потом совместно показываете? Работаете регулярно в одном помещении, как артель, или у вас нет постоянного места встреч?

Мы работаем в разных форматах. Что-то делаем совместно, поддерживаем друг друга в личных проектах. До сих пор мы учились в Британке – это была наша артель, место встречи. Как мы будем встречаться в этом году –  пока неизвестно, но место точно будет.

О названии. В чем состоит сходство с цехом?

На самом деле мы совсем не похожи на цех, у нас очень маленькое сообщество с очень тесным сотрудничеством, а насколько я знаю, в цеху все наоборот. Наше название – это шутка, мы в Tipatzeha любим шутить.

В последнее время многие молодые авторы объединяют свои силы в такие небольшие организации. Почему это происходит?

Появление групп – это хороший признак того, что сфера развивается, происходит обмен опытом, растет профессионализм.

Что тебя впечатляет и что не нравится из тенденций в современной иллюстрации? В России в частности.

Мне очень нравится, что сейчас в Москве мода на «ручные» техники печати – такие как линогравюра, щелкография, сухая игла и т.д.

Откуда о вас узнают? Только из фейсбука? Пытаетесь раскрутиться широко или целью является камерный формат?

Конечно, каждому художнику жизненно необходим зритель и мы не исключение.

                 У нас есть фейсбук: facebook.com/tipatzeha?fref=nf

                 Контакт: vk.com/tipatzeha

                 Инстаграм: instagram.com/tipatzeha/

                 Беханс: www.behance.net/Tipatzeha

                 А еще периодически мы участвуем в принт-маркетах, где можно познакомиться с нами вживую и купить наши работы. Следующий маркет «Вкус бумаги» будет 19 и 20 сентября, приходите!

В каком проекте, с какими компаниями или авторами хотелось бы поработать?

Моя мечта – работать с дизайнерами одежды, создавать принты. Мне кажется, это классное ощущение - надеть на себя произведение искусства. Многие дизайнеры сейчас используют фрагменты картин известных художников, я и сама не отказалась бы от такого платья. Сейчас мы с Tipatzeha ведем переговоры с ikkibere – это бренд, который создает вязаные вещи, возможно, наши рисунки появятся на их шарфах и шапках.

Я правильно  понимаю, выставок у вас не было? Планируете организовать?

Да, это одна из наших целей на этот год.

Другие интересы

Многие твои работы связаны с кино. Это постеры для реальных кинопоказов или, скорее, выражение симпатии к любимым фильмам?

У меня есть серия плакатов для реального проекта Олега Нестерова «Из жизни планет» (это проект про фильмы, которые были задуманы в 60-х годах, но, по тем или иным причинам, не были сняты). Серию моих плакатов, созданных специально для этой коллективной выставки, можно было увидеть этой весной в театральном центре им. Мейрхольда. Строго говоря, они были созданы не к реальному кинопоказу, а создавали атмосферу перед спектаклем Олега Нестерова.

             Для меня кино – это мощный источник вдохновения, в особенности старые французские фильмы, потому что они замедляют время – и я обращаю больше внимание на детали.

Также я увидела, что ты занимаешься перформансом в мастерской «Воздух». И играла (играешь?) в нескольких экспериментальных театрах.  Что в эмоциональном плане ты получаешь от занятий пластикой?

Да, я играла в нескольких экспериментальных театрах. Сейчас я играю только в мастерской «Воздух». Мне очень нравится наша команда и то, в какую сторону мы движемся: мы занимаемся актуальным перформансом, собственным исследованием вопросов, которые нас волнуют. Для меня занятие театром – это необходимость выплеснуть свои эмоции, которые во мне бурлят, и в то же время увидеть в этом красоту. Театр глобально отличается от иллюстрации тем, что в результате работы в театре нет ничего, что можно было бы положить за пазуху, повесить на стену, загрузить на сайт, есть только то, что здесь и сейчас, а потом снова ничего. Это учит наслаждаться процессом, а не только результатом.

Есть ли у тебя еще какие-то редкие  необычные умения, увлечения?

Я умею дрессировать собак.

Спасибо за ответы!

See more
В полном объеме с портфолио Кристины можно ознакомиться, пройдя по ссылке:

www.behance.net/kriskol

Share
Наверх